ХЕРСОН. ГРОМАДА. ІНІЦІАТИВА

Портал суспільних знань і дій для розвитку Херсонщини

gerb_sity

Місто

gerb_region

Область

search_icon
 

Діалоги з успішними керівниками

Интервью начальника Херсонского городского управления образования Юрия Николаевича Никонова

Никонов Юрий

Юрий Николаевич, когда Вы возглавили управление образования, какой у Вас, на тот момент, был опыт и какие цели Вы ставили перед собой?

Я стал начальником управления образования 10 мая 2002 года. Это был момент, когда после выборов, был избран новый городской голова Владимир Сальдо и он пришел в городской совет со своей командой, в которую входил и я. Когда мэр мне предложил возглавить управление образования, я согласился, потому что это соответствовало моему профилю - я педагог по образованию, двенадцать лет работал директором школы; мне были понятны управленческие механизмы – я прошел довольно солидную управленческую школу в горисполкоме - знал, чем занимается исполнительная власть, как работает депутатский корпус. Возглавив управление образования, я поставил перед собой цель создать команду единомышленников для того чтобы выстраивать и реализовывать стратегию развития отрасли, в которой три направления: - школы, дошкольные учреждения (детские садики) и внешкольные учреждения. Как это удалось, судить не мне, а нашим горожанам, которые могут оценить уровень знаний своих детей, уровень взаимодействия с садиком, школой.

Понятно, что родители со своей стороны могут оценить работу садика или школы, но есть ведь и объективные показатели, каковы они у херсонцев?

Мы имеем хорошие показатели по Украине в достижениях наших учеников. По результатам внешнего независимого тестирования, которое проводится в Украине, херсонские школьнике находятся в десятке лучших по всем предметам. По математике – мы первые, по истории – седьмые. Физико-технический лицей имеет рейтинги на мировом уровне. В прошлом году - третье место в мире на Всемирной олимпиаде по физике.

В городах, с таким количеством населения, как в Херсоне, функционирует максимум 30-35 школ. У нас – 64 школы. По Украине разновидность видов учебных заведений – лицеев, гимназий, коллегиумов, специализированных школ, как правило, не более семи процентов. У нас в городе – 9,4 процентов таких заведений, т.е. у родителей есть право выбора учебного заведения. Если даже школа обычная, то есть лицейские классы или гимназические, или с углубленным изучением каких-либо предметов.

Недавно мы начали эксперимент, который проводится в наших школах и уже получил одобрение Министерства образования, - это совместное обучение в обычных школах здоровых детей и детей с физическими недостатками. Это дети - инвалиды по слуху, по зрению, опорно–двигательному аппарату. У нас в одиннадцатой школе, наряду со здоровыми детьми, учатся слабовидящие дети, а в сорок восьмой школе - слабослышащие дети. И получается в обычной школе обычный ребенок, здоровый физически, оказывает помощь и проявляет милосердие по отношению к ребенку, у которого есть проблемы со здоровьем. Мы видим, что это дает очень хорошие результаты.

Мы убедили депутатский корпус и сохранили все свои внешкольные учреждения и даже одно у нас добавилось. Во многих городах Украины внешкольные учреждения – дворцы для детей и юношества, кружки и т.п. просто закрыли. У нас одиннадцать внешкольных коллективов – это заслуженные, народные коллективы. В марте этого года пяти коллективам нашего города присвоено это высокое звание.

Учитель г. Херсона выиграл первое место на всеукраинском конкурсе «Лучший учитель года» и стал сразу заслуженным учителем Украины.

Т.е. есть показатели и есть результаты.

Как удается достичь таких весомых результатов?

Этого удается добиться общими коллективными усилиями. У нас работает конкурсная комиссия, когда мы подводим итоги контрактов руководителей. Эта комиссия выезжает на место и оценивает, каких результатов удалось добиться данному руководителю со своим коллективом. В оценку входит около пятидесяти показателей по учебной, воспитательной, внеклассной работе. Например, по внеклассной работе оценивается количество бесплатных кружков, которые есть в данном учебном заведении, взаимодействие с общественными организациями. В комиссию входят не только представители управления образования, но и директора школ. Таким образом, каждый руководитель видит, что не просто его оценивают, хороший он или плохой, а он видит себя в коллективе таких же руководителей учебных заведений и это является мощным стимулом для сравнения и поиска творческих идей, разработки совместно с коллективом новых задач. Т.е. в здоровой конкуренции появляется хороший дух соперничества и это дает свои положительные результаты.

Обычно, все учреждения, относящиеся к гуманитарной сфере, жалуются на нехватку средств. Как в этом отношении живется херсонскому образованию?

Чтобы дать достойный уровень знаний для этого надо иметь инструмент, т.е. соответствующую материально-техническую базу. Если в европейских странах каждые пять лет обновляется материально-техническая база каждого заведения, то мы не говорим о том, чтобы и у нас каждые пять лет это происходило, но хотя бы выделялись средства на то, что необходимо заведению. За период работы команды мэра В. Сальдо нам удалось добиться того, чтобы на статью «Капитальное строительство и реконструкция» управлению образования выделялись средства. В 2008 году, например, было выделено 8,3 млн., при запланированной сумме на начало года 5,5 млн. гривен. Это наша совместная работа с депутатским корпусом, с мэром, с его заместителями. И это, конечно, подспорье для решения насущных задач, которые стоят перед нашими коллективами. Но я должен сказать, что денег этих, действительно, очень мало и родители сдают в десятки раз больше. До 70-80 млн. грн. в год сдают родители и если бы не эти деньги, то мы не смогли бы сохранить и развить материально-техническую базу школ, дошкольных и внешкольных учреждений и сберечь их количественный состав.

Сейчас мы устанавливаем солнечные батареи для того, чтобы получить горячую воду в наших заведениях. Потому что нынешние тарифы нам просто не вытянуть. Мы экспериментируем, чтобы освещение в вечернее время также было за счет накопившейся солнечной энергии. Мы установили батареи израильского производства в детском садике 23. Монтируются и к сентябрю будут запущены батареи в садиках 20, 21, 63 и в спортивной школе № 5.

Мы ожидали, что с 2009 года упростятся коды экономической классификации. Сейчас существуют 23 кода экономической классификации, по которым распределяются деньги. И поэтому КРУ постоянно находит нарушения, что что-то закуплено не с того кода и населению доносится информация о том, что мы неправильно потратили деньги. А люди платят в школы, сады. Они думают: «О Боже, там не правильно тратят деньги, а мы платим!». В Англии один код экономической классификации. Если они сберегли мебель, учебники, они тратят эти деньги на что-то интересное для детей. Причем дети решают, вместе с педагогическим коллективом, что приобрести, что бы им хотелось иметь в учебном заведении. Если бы мы могли сказать нашим детям, что благодаря тому, что они бережно относятся к школьному имуществу, мы сможем приобрести что-то интересное для школы, это стимулировало бы учащихся. Мы к этому идем, но очень медленно, а хотелось бы идти гораздо быстрее и вместе с государством и обществом. Почему так не происходит, я не знаю. Ведь это достаточно очевидно.

Какие вопросы Вас, как начальника управления образования волнуют, какие отрицательные тенденции Вы наблюдаете и что удается сделать для улучшения ситуации?

Чрезвычайно отрицательной тенденцией является ухудшение здоровья детей. Это, во-первых, связано с плохим питанием. Как ни крути, а в школах плохое питание, потому что, на те деньги, которые заложены для этих целей, обеспечить качественное питание невозможно. Второй причиной ухудшения здоровья является малая подвижность детей, которые перегружены уроками, учебной нагрузкой, выполнением домашних заданий.

Эта тенденция – ухудшение здоровья детей, наблюдается по всей Украине и мы ставим вопрос о том, что надо уменьшать нагрузку.

Проблемой является снижение культуры общения. Дети матерятся. И в детском саду, и в школе, и в институте. Это большая проблема для общества. У нас, по-моему, уже нет нормального языка. С этим надо бороться. Мы проводили с общественной организацией «Спільна справа» исследование «100 вопросов о жизни старшеклассника» и одиннадцатиклассники сказали, что они хотели бы больше часов о взаимоотношении подростков, больше классных часов, больше часов по этике взаимоотношений.

И это задача не только одного управления образования. Вопросов нравственности и воспитания гораздо больше и достичь результата гораздо труднее, по сравнению с суммой знаний, которую мы можем заложить в ребенка.

Очень большая проблема в том, что дети не хотят в этой стране жить. В упоминаемом мною опросе «100 вопросов о жизни старшеклассника», 70% из опрошенных старшеклассников ответили, что хотят уехать из Украины. Т. е. наше телевидение, показывая тупиковую ситуацию в политическом направлении и экономическом, убивает чувство патриотизма. И здесь надо задуматься нашим государственным мужам о своей ответственности за судьбы страны.

А какой бы Вы хотели видеть нашу страну и наш политикум?

Все понимают, какой страна должна быть, но те, кто должен все делать для того, чтобы это стало реальностью, почему-то не делают. Должна быть сильная политическая сила, которая берет на себя ответственность. Наша страна не имеет такой сильной политической силы и от этого все эти распри. Как новая какая-то личность о себе хочет заявить, так и создает под себя партию, но разве это нормально? Это ненормально. Поэтому, имея такую палитру партийности, блоков и т.п. наша страна еще долго будет раздираться на части. Лично я считаю, что было бы нормально, если бы БЮТ и Партия Регионов договорились между собой, взяли на себя ответственность за страну, начали бы работать и повели страну к какому-то разумному будущему. К сожалению, никто сейчас никуда не ведет. Принцип один. Сегодня украл, завтра посмотрим и каждый тянет в свою сторону. Раз такое положение, такие будут и чиновники, сколько их не меняй, такие будут и политики.

Ну, может быть надежда на молодое поколение? Ведь школа готовит будущую элиту страны.

Три года назад мы создали Городской школьный парламент. Входят в него представители всех школ города – это семьдесят человек. В Украине таких аналогов нет. У нас этим занимается специалист управления образования. Мы даем ребятам возможность общаться и с депутатами, и с членами исполкома, и проводим различные акции, например, по уборке парков, скверов. Но, главное, мы работаем над воспитанием лидерских качеств этих ребят. Мы вывозим ребят на море на трехдневные сборы и проводим тренинги. Ребята из различных школ общаются, и там где нет активной школьной жизни, ребята начинают задумываться, и обращаются в своей школе к педагогическому коллективу: «Почему, в той школе такая интересная школьная жизнь, они и поют, и танцуют, и проводят конкурсы, и ездят в различные поездки, а у нас - отучились, взяли портфели и разошлись по домам?» Это является мощным стимулом для педагогических коллективов для того, чтобы активизировать работу с ребятами. Школьный парламент провел уже достаточно много акций от культурных до благотворительных и в этих акциях не на словах, а на деле формируются молодые лидеры, я бы сказал с христианскими нравственными установками. Так что, конечно, надежда на молодежь есть.

Интервью вела А. Парфенова

квітень 2014 р.