Діалоги з представниками влади
Интервью председателя Фонда коммунального имущества г. Херсона Игоря Житченко
Игорь, почему в последнее время Фонд коммунального имущества и
управление коммунальной собственности «лихорадят» смена руководства?
Я думаю, что увольнение бывшего главы Фонда – это последствия тех сложных взаимоотношений, которые есть сегодня в городском совете. Они заключаются в том, что законодательная ветвь власти и исполнительная находятся в определённом противостоянии. Так, печальным правилом стало то, что профильная депутатская комиссия рекомендует исполнительному органу делать то-то и то–то, хотя есть, например, постановление Кабинета министров, что это прерогатива исполнительных органов власти. И само по себе решение комиссии не носит статус обязательного к выполнению, и отвечать комиссия за это не будет.
Такие сложности, там, где депутаты влияли, рекомендовали и контролировали, вносили и вносят определенный диссонанс в систему исполнительных органов власти. Мой предшественник был одновременно депутатом городского совета и чиновником. Он как депутат мог задавать вопросы городскому голове, но как чиновник был подчинён городскому голове и эта грань очень тонкая – это, как балансирование на проволоке, чуть в сторону и упал. С ним, по всей видимости, такая штука и случилась. Я не обсуждаю профессиональные качества И. Пастуха – не имею права и не имею такой манеры. Суть вопроса в том, был он эффективным руководителем или нет. По всей видимости, был эффективным, потому что планы поступления в бюджет выполнялись.
Для меня предложение возглавить Фонд было достаточно неожиданным, но я согласился по следующим причинам.
Во-первых, оно поступило, после консультаций с определёнными политическими силами, от городского головы. Я знаком с Владимиром Васильевичем с 2000 года, принимал участие в его выборных компаниях 2002 и 2006 годов и у нас сложились хорошие деловые отношения.
Во-вторых, у меня есть
определённый опыт решения проблем в сфере коммунального имущества. Общественная организация, которую я
возглавляю, в сотрудничестве с И. Козаковым, который был в прошлом созыве
профильным замом по вопросам коммунального имущества, осуществила очень
интересный проект по инвентаризации коммунальной собственности. В 2004 году мы провели
ревизию в центре города и нашли почти
Ну и главное, я абсолютно не боюсь работы, я в теме.
Что касается политики, которую я выстраиваю, как руководитель Фонда, то она зиждется на трех принципиальных вещах.
1)Полное отсутствие политизации фонда. Фонд – это не политический инструмент, это рабочий орган приватизации.
2)100%-е совпадение с требованиями законодательства
3)Максимальное выполнение задач по наполнению бюджета города.
Какой план в этом году наполнения городского бюджета от приватизации коммунального имущества и насколько сложно выполнять эту задачу?:
Выполнение бюджета по приватизации - это достаточно сложная задача, особенно в этом году, когда план депутатским корпусом был поднят до планки 15 миллионов грн.. На сегодня выполнение бюджета порядка 5-5.5% от запланированного. Еле-еле к миллиону. Почему? Во-первых, завышенная цифра и совершенно не обоснованная - она под собой не имела никаких экономических прогнозов. Наступает кризис, падает система кредитования. Те, кто хотел бы купить – не могут, нет кредитов, которые они могли бы взять под выкуп объекта. Цены вроде бы упали, но курс доллара поднялся. И эти факторы абсолютно отбили охоту покупать. Плюс в начале года депутаты приняли решение запретить вносить неотъемлемые изменения в арендуемые объекты больше чем на 20%, чтобы не давать возможность приватизировать объект льготно, через этот механизм. В результате, привлекательность объектов коммунального имущества сегодня минимальная.
Кроме того, политические игры, которые затеялись вокруг кресла головы Фонда, дали толчок к тому, что на сессии перестали принимать проекты решений, которые готовил Фонд. Отстранили предыдущего руководителя, пришел я и с сожалением должен констатировать: последних 4 сессионных заседания – не принимаются решения по продаже имущества. За исключением одного вопроса на июльской сессии – продать через аукцион. В общем, выстроить эффективную и адекватную систему приватизации объектов коммунальной собственности – задача очень непростая.
Эффективность в сфере приватизации – это подготовка объекта и конкурентность на этапе продажи, адекватность – это учет реалий, т.е конъюнктуры рынка.
В наших силах пока обеспечить только конкурентность, т.е продажу объектов с аукциона. Мы публикуем объявления, принимаем документы, независимые эксперты оценивают объект. После всех процедур мы публикуем всю информацию – адрес, квадратуру, стоимость, как проходит аукцион. К сожалению, даже на аукционы заявки не поступают. Хотя есть объект, который мы продали не с аукциона, но проведя процедуру аукциона.
Что касается сегодняшних реалий, то мы во многом не конкурентны с риелторами. Во-первых, они предлагают множество вариантов, из которых можно выбрать то, что ты хочешь, не подвергаясь риску, что решение о купле-продаже будет оспорено. А в случае продажи коммунального имущества, всегда остается риск получить от органов горсовета апелляцию, что что-то с нарушениями проведено и прочее. Второе, сумма, которую мы озвучиваем – без НДС и она при оплате увеличивается на 20%. Третье, на сумму покупки не дается рассрочка - ёё надо заплатить сразу.
В общем, все эти факторы и приводят в мысли, что надо адекватно подходить к вопросу продажи коммунального имущества и видеть четкую перспективу, как мы хотим продать то или иное имущество.
К примеру. Подвальное помещение на улице Ленина. «Центр» - все будут говорить, но это старый центр - улица Ленина ближе к Горького – это дома греческой слободки, с момента основания города Херсона. Подвальные помещения ужасные и страшные. Сегодня говорить о том, что за них нужно выставлять большую цену – их никто не купит. Если эти подвалы бросить и не обслуживать – во что они превратятся через год-два? Они превратятся в руины, которые мы вынуждены будем продавать вообще за копейки.
Т.е. эффективно или брать за счёт бюджета восстанавливать, доводить его до конфетки и продавать по максимальной цене (но, к сожалению, сегодняшняя исполнительная власть не работает по такому принципу, хотя я глубоко убеждён, что это будущая работа, это должно состояться) или продавать за адекватную цену, чтобы поступали деньги в бюджет. Или не продавать с целью, чтобы продать позже, но закладывать деньги в бюджете на поддержание этих объектов в рабочем состоянии. Сегодня оценщики понимают – рынок перенасыщен. Предпосылок к тому, чтобы рынок зашевелился, поднялись цены за кв. метр пока нет. И это надо учитывать городской власти.
А вообще, я вижу будущее не столько Фонда, сколько будущее работы управления коммунальной собственности и городского совета в том, чтобы политика привлечения инвестиций для развития города стала базироваться на комплексном подходе и понимании того, что коммунальная собственность, оформленная как бы «под ключ» способна стать решающим фактором в привлечении инвестора.
Для нас звучит фантастичным тот пример, который я всегда привожу в этой связи. Но именно к такому будущему я хотел, чтобы мы приблизились.
Я был на стажировке в Европе, изучал принципы работы органов местного самоуправления. Я был в Чехии, в Румынии в Польше. И вот очень интересный опыт я увидел в Чехии. Кампания «Сименс» объявила тендер на то, что она хотела бы разместить свое предприятие где-нибудь в Восточной Европе и выставила требования: 1,2,3.
Очень небольшой чешский городок имеет участок, который приблизительно похож на то, что хотел бы видеть «Сименс». Они оправили в «Сименс» свою делегацию и детально изучили требования, которые те хотят. В результате, выясняется, что участок земли, которым владеет город, мал. Надо еще полтора гектара. Городской совет закладывает в бюджет деньги на выкуп 1,5 га и выкупает прилегающую территорию, т.е. дома с участками и т.п. Далее этот участок планируется, к нему подводятся все коммуникации и строится транспортная инфраструктура. Учитывая, что кампания «Сименс» выступает за здоровый образ жизни, они прокладывают вдоль этого участка велосипедные дорожки. Кроме того, зная, что президент компании «Сименс» играет в гольф, они открывают гольф-клуб.
И когда, состоялся тендер, именно этот городок выиграл предложение «Сименса» и кампания зашла в город на аренду этого земельного участка на очень длительный срок по достаточно высоким ценам.
Мы были на этом предприятии и видели, как на аккуратно подстриженных зеленых газонах бегают зайцы, что является символом чистоты этого производства.
Вот так громада, город участвуют в инвестиционных проектах, потому что есть понимание перспектив привлечения серьезного инвестора и политическая воля, чтобы от слов перейти к делу.
Интервью вела А. Парфенова
Ноябрь 2009 г.