ХЕРСОН. ГРОМАДА. ІНІЦІАТИВА

Портал суспільних знань і дій для розвитку Херсонщини

gerb_sity

Місто

gerb_region

Область

search_icon
 

Діалоги з представниками влади

Інтерв’ю першого заступника міського голови з питань діяльності виконавчих органів ради Яременка В'ячеслава Васильовича

Яременкo В.

Вячеслав Васильевич, программы социально-экономического развития города разрабатываются и принимаются ежегодно и отражают, как правило, текущие задачи городского развития, с результатами которого можно ознакомиться в отчетах и, которые мы видим, так сказать, воочию. А как обстоят дела с разработкой стратегии городского развития? В какой мере ее отражает генеральный план развития города и другие городские программы?

Программа социально–экономического развития города – это краткосрочное планирование, т.е. планирование на следующий бюджетный год. Оно строится, в основном, на тех планах, которые формируют для себя на аналогичный период предприятия, отрасли города, исходя из прогнозов экономического развития, которые закладываются в государственном бюджете и, исходя из той динамики, которая существует.

Программа социально-экономического развития города на 2004 год – это достаточно качественный документ, над ней работали специалисты со свежими идеями, со свежими силами. И при сравнении ее с программами других городов, и мы, и внешние пользователи дали ей достаточно высокую оценку. Недостаток ее заключается в том, что она действительно не является частью программы стратегического развития города.

А значение программы стратегического развития города не только важно, а колоссально важно. Это и четкое видение развития, и, соответственно, отсутствие перекосов в наращивании мощностей, правильное вложение капитала в сфере бизнеса, равномерное развитие инфраструктуры, и внутреннее согласие, и многое, многое другое. Плюс я хочу процитировать слова одного мера: «программа стратегического развития города является механизмом страхования от политических рисков». Когда программа разработана с учетом общественного мнения, с участием общественных организаций и других институтов, когда в ней заложены их идеи, мысли, учтены риски, связанные с инфраструктурой, экологией и другие, то эта программа становится таким документом, который будучи принятым на длительный период, становится обязательным к исполнению для всех администраций, независимо от того, кто придет к власти.

К сожалению, программа стратегического развития города у нас, как таковая, отсутствует. И можно приводить массу примеров, когда сегодня мы вынуждены решать серьезные вопросы городского хозяйства в аварийном порядке и, в результате, несем большие потери и в денежных средствах, и в неэффективном использовании людских ресурсов. Однако, в таких серьезных вопросах так жить нельзя. Никто, нигде, ни в одной стране мира, которые причисляют себя к цивилизованным, не развивается так хаотично, как развиваемся на сегодняшний день мы.

Поэтому, если бы у нас, на сегодняшний день, был бы более благополучный бюджет – были бы профинансированы все основные сферы, то, естественно, надо было бы нанимать консультантов, специалистов и начинать разрабатывать программу. Почему для разработки необходимы внешние консультанты? Стратегия - это настолько серьезный документ, что его никто, никогда не делает только внутренними ресурсами и собственными силами. Необходимы высококлассные специалисты, которые имеют опыт, владеют методиками, которые занимаются только этим, и не отвлекаются на текущую работу, возвращаясь к ней, когда появилось свободное окно.

Задача такая стоит, я много внимания уделяю этому вопросу. В этом смысле, разрабатываемый генеральный план развития города, в значительной степени является вполне современным документом, потому что генеральный план учитывает инфраструктуру, учитывает нормы обеспеченности социальными благами, учитывает основные прогнозные показатели развития и, соответственно, может стать основой создания и развития программы стратегического развития города.

Что касается других программ, которые приняты и принимаются херсонским городским советом и его исполнительным комитетом в гуманитарной, социальной и других сферах, то все они среднесрочные или долгосрочные, т.е. формируют стратегические направления развития отдельных сфер.

Недостатком этих программ является отсутствие общей стратегии, когда они существуют без привязки друг к другу, а общей бедой –отсутствие, зачастую, финансового обеспечения, что делает их, в значительной степени декларативными.

Сейчас мы разрабатываем программу строительства жилья и стараемся разработать ее по другому принципу, то есть со взаимоувязкой с социальными, демографическими, финансовыми и другими вопросами, чтобы не получить еще одну декларацию, которых у нас и так достаточно.

И еще раз повторюсь, я двумя руками за создание программы стратегического развития города, так как считаю, что долгосрочное планирование формирует цели, логичную, последовательную систему приоритетов и задач и выстраивает механизмы их решения.

Городской бюджет имеет такую составляющую как бюджет развития. Из каких источников он формируется? Какова динамика его формирования за последние годы? Каков Ваш прогноз его наполняемости в дальнейшем .

Сейчас, согласно бюджетного законодательства, есть два основные пути формирования бюджета развития это – продажа или аренда коммунальной собственности и приватизация или аренда земли.

Основным источником наполнения в будущем бюджета развития, несомненно, является земля, потому что стабильному бизнесу нужна капитализация затрат, нужны объекты залога, а земля, единственный ресурс, который не амортизируется, не уменьшает своей стоимости.

Процесс ее приватизации только начинается, идет он, в основном, от физических лиц и тех предприятий, которые имеют возможность, средства приватизировать землю. Сейчас большие сложности с процессом продажи земли, связанные с противоречиями в законодательных актах и продажа земли у нас идет, пока что, через суды, но я думаю, что процесс пройдет, и это будет главным источником бюджета развития ни на год или два, а на десять лет, как минимум.

Ставятся ли городской властью задачи создания эффективных коммунальных предприятий, в том числе для наполнения бюджета развития города. Если да, то в каких сферах.

Задача ставится, но в сфере коммунального хозяйства (водоснабжение, обеспечение теплом) задача трудно достижимая, потому что здесь мы одновременно должны решать вопросы социальной защиты населения, а это входит в противоречие с хозрасчетной деятельностью предприятий. Себестоимость услуг выше, а население и так не может платить, поэтому накапливаются долги населения и, соответственно, проблемы этих предприятий. Бизнес в этом смысле гораздо жестче, все, что чего-то стоит, по этой же цене должно быть и оплачено. Если предприятие не работает с прибылью, то оно не должно существовать.

Что касается создания предприятий, которые были бы собственностью города в других сферах, то это приветствуется. Хотелось бы верить, что так будет. Но на сегодняшний день есть стереотипы, сложившиеся в бизнесе, связанные с тем, что, эффективный управляющий он же, как правило, и собственник. У нас, как и во всем мире, существуют противоречия между интересами собственника и интересами менеджмента. Это основная проблема управления персоналом и формирование человеческих ресурсов в мировой экономике. У нас эта проблема стоит еще гораздо острее, потому что нет реальной стоимости рабочей силы, она недооценена. Поэтому идет движение качественных человеческих ресурсов в те экономики, где реально за это платят. А для создания эффективных, прибыльных предприятий необходим высококлассный менеджмент. Если у нас будет понимание того, что необходимо нанимать высококлассных менеджеров и специалистов, платить им высокую заработную плату, но при условии, что предприятие должно давать прибыль, то тогда, естественно, этот процесс будет двигаться. Я думаю, что это проблема времени и проблема ментальности, и только время ответит на этот вопрос.

Вячеслав Васильевич, социально-экономическое развитие города во многом зависит от качества управленческих решений органов местного самоуправления. Какие цели Вы ставите в направлении достижения высокого качества управления и какие критерии оценки качества управленческих решений Вы применяете.

К сожалению, у нас слишком много нерациональных перемен, которые не способствуют стабильности и качеству работы органов местного самоуправления. Это и часто меняющееся, противоречивое законодательство и отсутствие, зачастую, преемственности, в программах и приоритетах, преемственности в кадровой политике. Отсутствует, наконец, отлаженный, отрегулированный механизм управления в государстве в целом, где есть дублирование функций по целому ряду вопросов между органами местного самоуправления и государственными администрациями, в то время, как по отдельным вопросам есть провалы, где никто не управляет и никто не контролирует.

На мой взгляд, на сегодняшний день система управления в органах местного самоуправления далеко не эффективна. Мы, в основном, пользуемся старыми структурами, старыми моделями, мы их подвергаем косметическому ремонту: что- то улучшаем, что- то обновляем, но это фасадные работы - сама система остается той же, она не строится на том, на чем должна строиться, исходя из современных правил менеджмента, из современных теорий построения моделей и управления. Что касается критериев контроля, то для каждого направления показатели должны быть абсолютно разные. Пока у нас усредненные способы контроля: количество документов, исполнительская дисциплина по датам, по качеству, по количеству возврата на доработку. С моей точки зрения, эффективность работы достаточно низкая.

Поэтому, чтобы добиваться каких-то положительных результатов, сейчас мы компенсируем недостаток эффективности экстенсивным подходом, т.е. приходиться работать по 14 часов, многое строится на личных качествах, на энтузиазме, на амбициях что-то исправить, откорректировать, улучшить. Решать задачу повышения качества управления в перспективе нужно системно или хотя бы полусистемно. Мы работаем над этим вопросом, хотя, опять таки, очень сложно обойтись только внутренними ресурсами. Однако, сделав это, мы сможем выстраивать все в последовательности - и формировать эффективную структуру, и обучать людей, и внедрять и отслеживать качество выполнения управленческих решений, что так необходимо нашему городу.

Вячеслав Васильевич, как Вы лично видите развитие нашего города?

Мне хотелось бы его видеть в рамках того генерального плана развития, который на сегодняшний день разрабатывается. Это системный документ, который очерчивает перспективу на срок более двадцати лет. Он в основных своих направлениях уже готов, это и развитие современных коммуникаций, и создание инфраструктуры туризма и многое другое. Мне бы хотелось, чтобы генеральный план развития города был обеспечен, прежде всего, человеческими и финансовыми ресурсами для того, чтобы он был реализован. И чтобы в процессе реализации учитывалось то, что время движется быстрей, чем мы планируем, и чтобы те изменения, которые обязательно будут в него вноситься, меняли нашу жизнь к лучшему. Чтобы были созданы все условия для современного качества жизни горожан, эффективного бизнеса и полноценного развития всех сфер, начиная от образования и здравоохранения и заканчивая физической культурой и спортом. Чтобы вода была круглые сутки, чтобы было тепло в домах и они строились с таким качеством, чтобы наши дети жили в них с благодарностью.

Бесіду вела Парфьонова A.В.

липень 2004