ХЕРСОН. ГРОМАДА. ІНІЦІАТИВА

Портал суспільних знань і дій для розвитку Херсонщини

gerb_sity

Місто

gerb_region

Область

search_icon
 

Діалоги з представниками бізнесу

Интервью учредителя компании Бебко - Авто Ивана Бебко

Bebko

Иван Яковлевич, сегодня Вы являетесь известным херсонским бизнесменом. Какие цели вы ставили перед собой в начале пути, как искали ниши для бизнеса, что было труднее всего и как вы с этим справились?

Само слово «бизнесмен» мне не очень нравится, хотя это модное заграничное слово. Я предпочитаю применять слово предприниматель. Это понятие четко объясняет, что за этим стоит. А за этим стоит предприимчивость, деловая активность, умение взять ответственность на себя. Ведь, как утверждают ученые и показывает жизнь, всего лишь около 3% людей способны заниматься бизнесом или другими словами – быть предприимчивыми. Условно говоря, если, например, у кого-то дом загорится, и при этом будет присутствовать 30 человек, то большинство будет в растерянности, кто-то начнет суетиться, кто-то плакать и только один начнёт предпринимать какие-то конструктивные действия. Это и есть тот человек, который способен стать предпринимателем. Я думаю, скорее всего, эти качества не прививаются, человек должен таким родиться, это должно быть в крови. Моё мнение – по сути, предпринимателю всё равно каким родом деятельности заниматься. Главное – деловые качества, и какие знания у него в этой сфере. Сегодня рынок диктует, в каком направлении развиваться и что будет иметь спрос.

Что касается лично меня, то когда, в своё время, я купил иномарку, то, на тот момент, я столкнулся с проблемой в ее техническом обслуживании – не было ни квалифицированных кадров, ни сервиса. И уже тогда у меня возникли мысли: а что если это сделать, ведь, наверное, не я один столкнулся с такой проблемой. В начале пути, я не ставил перед собой каких-то глобальных целей, что я буду известным бизнесменом или что-то в этом роде. То есть, как тогда, так и сейчас ставилась цель – делать дело, нужное людям. И если изначально ты создаёшь бренд и ставишь в название своё имя, то, в дальнейшем, ты должен делать всё для того, чтобы этот бренд имел соответствующее звучание - то есть, предоставлять услуги или товары нужные людям, и делать это на самом высшем уровне. И на сегодняшний день, мы уже можем гордиться тем, что «Бебко-Авто» действительно доверяют как бренду. Многие люди, покупая у нас автомобили, говорят, что мы покупаем у вас потому, что доверяем вам, то есть в принципе, им всё равно, какую марку автомобиля купить. Если «Бебко-Авто» говорит, что это классно, то мы купим это. То есть бренд «Форд» или «Митсубиси» отходит в этом случае на второй план. Но это всё результат колоссального труда без выходных, с утра до вечера, постоянного риска, постоянного самосовершенствования и не только моего, а естественно и всего моего коллектива.

А что касается проблем, то они есть всегда. Просто к этому нужно относиться не как к проблеме, а как к жизненной ситуации.

Еще раз, возвращаясь к вопросу о цели, какую я ставил перед собой – то это не цель тупо заработать какую-то сумму денег, не цель хвастаться потом этим, не цель, чтобы кто-то об этом говорил. Цель именно в том, чтобы предоставлять услуги нужные людям на самом высшем уровне.

Собираетесь ли Вы расширять спектр деятельности, планируете ли выйти на всеукраинский уровень?

У нас спектр сфер деятельности достаточно широкий: автосалон, сервис, продажа запчастей, гостиница, ресторан. Ну и конечно, мы расширяемся, мы обязаны расти, потому что этого требует рынок. Растёшь, развиваешься - значит, ты на уровне; не растёшь – значит, ты идёшь назад.

Касательно всеукраинского уровня, когда-то вначале занятия бизнесом я планировал выйти на всеукраинский уровень. Мне казалось, что можно сделать фирму, которая будет иметь филиалы во всех городах и так работать. Сейчас я этого не планирую и не хочу. Я понимаю, что на Украине это не реально. Не реально зарабатывать деньги. Отмывать их можно. На Украине люди не приучены честно, порядочно работать, не хватает квалифицированных кадров, не реально создать такую команду, которая способна будет это удержать на том высоком уровне, какой нужен рынку. А что попало и как попало - оно само по себе загнется и работать не будет. То есть, на сегодня у меня таких планов нет. Я думаю развиваться и совершенствоваться в том, в чём мы находимся.

Ваша компания является активно растущей и, вероятно вы привлекаете новые кадры? Что на Ваш взгляд необходимо улучшить в сфере подготовки квалифицированных кадров для предпринимателей?

Да, новые кадры мы привлекаем постоянно, так как постоянно развиваемся и растём. На сегодняшний день, если взять все фирмы, которые входят в корпорацию «Бебко-Авто», то это более 300 работников. Если говорить о квалифицированных кадрах – их нет. Кадры приходится самим воспитывать и делать. Это самая большая проблема – у нас нет сегодня институтов или училищ, которые готовили бы настоящих специалистов. Приходят выпускники, и они ничего не знают и не умеют. Я не знаю, зачем они там пять лет чем-то занимались. То есть у меня работают почти все с высшим образованием, но здесь они начинали всё с нуля. То, что они пришли с дипломом о высшем образовании ни о чем не говорит, толку от этого нет. Никто не готовит профессионалов.

У нас на фирме работает мастер-механик, человек, отвечающий за ремонт всех автомобилей, он ведёт надзор. Кстати, лучший механик на Украине. Он выиграл этот конкурс. Был всемирный конкурс мастеров-механиков и Сейран Степанян – так зовут мастера, занял первое место по Украине и вышел на всемирный уровень, ездил в Швецию, где его наградили. И это действительно специалист высокого класса и он работает именно у нас в Херсоне, в компании Бебко-Авто.

У нас в стране много работников, но нет профессионалов, и мы от этого страдаем на Украине. То, что нам удалось создать команду профессионалов, которые уже работают по 7-8 лет, это наша общая заслуга. Никто из них не пришел профессионалом, они все стали ими здесь.

С Вашей точки зрения, какие городские проблемы мешают эффективному развитию херсонского бизнеса?

У нас как в городе, как и вообще на Украине, никто не думает про бизнес – это мое мнение. Все относятся к бизнесу как к какому-то нахлебнику, который чего-то просит. На самом деле, бизнес уже давно кормит этот город и эту страну. Вот вы спросите у любого пенсионера или милиционера: «Кто тебе платит зарплату?» и знаете, что он ответит – «Государство». Если вы спросите то же у американца, он ответит: «Налогоплательщики». Вот поэтому у нас и такое отношение, например, милиционера к гражданину, он уверен, что ему государство платит. А в Америке, если полицейский остановит гражданина, он знает, что тот ему зарплату платит, что нужно с ним быть вежливым. Не относиться к нему как к преступнику, пока не доказана его вина. То есть там четко действует презумпция невиновности и так дальше. А у нас что действует? Ты сразу оказываешься в положении, что тебе нужно оправдываться. И это же касается и предпринимателей. То есть, само понятие и соответственно отношение искривлено.

Большой проблемой является, на мой взгляд, отсутствие патриотизма у большинства депутатов. Ведь те депутаты, которых мы сегодня выбрали, они что, о городе думают? Да они про свои карманы думают, а не про город.

Я считаю, что вообще депутат не должен быть бизнесменом. Бизнесмен должен заниматься реальным бизнесом, а не делать его на власти.

Возможна ли, на Ваш взгляд, консолидация херсонских бизнесменов вокруг вопросов развития города?

Да какая консолидация? У нас сейчас такой уровень, что все как на «Диком западе», - готовы глотки друг другу перегрызть. Мало, кто хочет думать над развитием собственных направлений бизнеса, у нас привыкли «передирать». Вы же видите, как у нас все идет – волнами. Кто-то открыл, к примеру, парикмахерскую, через некоторое время уже весь город парикмахерских. Даже на моем примере: я был первым в Херсоне, кто открыл оптовую фирму по продуктам питания. Сколько их было уже через 5 лет? – сотни. Это же не нормально. Здесь уже городские власти должны были решать, нужны ли эти сто или двести оптовых фирм по продуктам питания. Или нам достаточно десять, но хороших мощных фирм. То есть, нет ни стратегии городского развития, ни консолидации. А если бы она была, мы бы могли хотя бы не допускать, чтобы иногородние фирмы, вернее их филиалы, которые никак не заинтересованы в нашем развитии, заходили в город. Меня, херсонского предпринимателя, волнует, чтобы город развивался, потому что я тут живу, здесь живут и работают мои работники. Я хочу, чтобы они жили в хороших квартирах, ездили по хорошим дорогам, ходили в хорошие заведения, отдыхали – я всего этого хочу. Это нормально, потому что мы все здесь живем. А если кто-то открыл здесь филиал, а сам живет в Киеве, то ему главное, чтобы здесь зарабатывались деньги и ему туда отправлялись. Что ему тут сильно хотеть? Он снимет сливки, закроет свои арендованные помещения и уйдет.

Социальная ответственность бизнеса, что она для Вас? Как Вы видите воплощение принципов социальной ответственности бизнеса у себя в компании?

Социальная ответственность - для нас это просто естественная позиция. Ведь мы заинтересованы в своих кадрах, и значит, мы помогаем им решать социальные вопросы: и с жильем, и с отдыхом. Тут не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы понять, что это очень важно. А тот, кто этого не делает, просто глупый человек и рынок все расставит на свои места.

Что, на Ваш взгляд, необходимо нашему городу для успешного развития?

Одной принятой политики, стратегии развития. Есть у нас мэр – мы его должны поддерживать. Ну и конечно, мэр должен хотеть развития города.

Мы должны рекламировать наш город: приезжайте, живите, стройте. Город – это как товар, его нужно тоже уметь красиво подать. Иной раз, например, включишь кокой-то канал, а там реклама Греции или Кипра,- я ни разу не видел рекламу Украины, рекламу города Херсона. Почему такого нет?

Должен быть патриотизм. Когда живешь здесь и думаешь, как сделать все, чтобы у нас было хорошо, а не как бы уехать в Киев или куда-то в другую страну. Нам не хватает патриотизма не на словах, а конкретными действиями.

 

Беседу вела Н. Парфьонова

июль 2008 года