Діалоги про громаду
Інтерв'ю наукового співробітника Херсонського краєзнавчого музею Сергія Дяченко
Громадська організація "Розвиток" в рамках проекту "Інформаційно - моніторингова система "Вектор самоврядування" провела опитування відомих громадян міста щодо створення системи оцінки ефективності влади і громади.
Сергей, с чем у Вас ассоциируется понятие «громада»?
«Громада» - это понятие прямо противоположное определению «серая масса». Прежде всего, это сообщество активных, инициативных людей, которые знают, чего они хотят и как этого достичь. Объединенные общей целью, тесно сотрудничая между собой на пути к ее реализации, представители громады ставят перед собой четкие задачи, успешно работают над их разрешением.
Как, на Ваш взгляд громада может быть успешной?
Пассивный, апатичный человек, постоянно пребывающий в плену у жизненных обстоятельств, никогда не станет успешным. То же самое можно сказать и о громаде вцелом. Желание и способность что - либо изменить в сложившейся ситуации ведет к достижению результата, который, в свою очередь, обеспечивает ощущение собственной значимости, непосредственной вовлеченности в общественные процессы. В конструктивном диалоге с властью громада должна чувствовать свою силу и влияние. Только в этом случае она может быть успешной.
Достаточно ли у нашей громады информации для того, чтобы она была успешной?
Продуктивное сотрудничество власти и громады невозможно без системного и качественного обмена информацией. Именно этот фактор является залогом успешного взаимодействия обеих сторон. К сожалению, на сегодняшний день, инициатива относительно налаживания подобного информационного обмена исходит, прежде всего, от громады, в частности - от общественных организаций. Увы, зачастую, это не имеет должного отклика. Органы власти по–прежнему не особенно стремятся к абсолютной прозрачности в организации собственной деятельности. В этой связи, мне кажется вполне рациональной идея внедрения в практику работы органов власти постоянного контакта с представителями общественных организаций в направлении планомерного анализа результатов реализации социальных программ, процессов распределения местного бюджета, и т.д.
Можно ли сформировать общественно согласованную городскую систему оценки эффективности власти и громады?
Движущей силой в процессе формирования подобной системы, с моей точки зрения, вполне могут стать именно общественные организации. Конечно же, необходимо привлечение независимых специалистов - экспертов в самых различных областях: экономика и финансы, социальная сфера, коммунальное хозяйство. Комплексная экспертная оценка эффективности власти и громады в контексте их взаимодействия, безусловно, послужит толчком для дальнейшего развития города.
Какие показатели эффективности работы депутатского корпуса Вы бы предложили?
Многие народные избранники панически боятся информировать общественность о своих программных достижениях. Поэтому, наиболее информативным показателем мне представляется отчет депутата о своей работе в рамках реализации той программы, которая была им озвучена в период выборов.
По каким показателям Вы бы оценивали работу мэра?
В основе организации работы мэра лежит, как правило, формирование общей стратегии развития города, которая, в свою очередь, имеет предметное отражение в целом ряде отраслевых программ. Процентные данные по их реализации как раз и могут дать конкретную картину относительно эффективности городского головы, как руководителя.
Пользуясь какими данными, с Вашей точки зрения, можно определить эффективность работы горисполкома?
Данная структура, по своему определению, является непосредственным исполнителем тех программных документов, о которых говорилось выше, а также решений местного депутатского корпуса, распоряжений мэра. Своевременное, качественное профессиональное их воплощение – основной фактор, формирующий эффективность работы горисполкома.
Как Вы считаете, в чем выражается эффективность громады?
Системный мониторинг деятельности органов власти в проекции на интересы громады, проблемы ее развития, - это главная задача инициативных групп представителей общественности, выражающих точку зрения громады вцелом. Но критическое изучение ситуации всегда влечет за собой необходимость последующих рекомендаций по ее улучшению. Тесное сотрудничество власти и общественности в данном направлении, непосредственное взаимодействие, имеющее постоянный позитивный результат – вот основной показатель эффективности громады.
Август 2007.