Сон репортера.
     "Настоятельно  прошу быть сегодня на костюмированном балу французской
колонии.  Кроме вас, идти некому. Дадите заметку, возможно подробнее. Если
же  почему-либо  не можете быть на балу, то немедленно уведомьте - попрошу
кого-нибудь  другого.  При  сем  прилагаю  билет.  Ваш... (следует подпись
редактора).
     P.S.   Будет   лотерея-аллегри.   Будет  разыграна  ваза,  подаренная
президентом французской республики. Желаю вам выиграть".
     Прочитав  это  письмо  Петр  Семеныч, репортер, лег на диван, закурил
папиросу и самодовольно погладил себя по груди и по животу. (Он только что
пообедал.)
     - Желаю вам выиграть, - передразнил он редактора. - А на какие деньги
я  куплю  билет?  Небось,  денег  на расходы не даст, ска-атина. Скуп, как
Плюшкин.  Взял  бы  он  пример  с заграничных редакций... Там умеют ценить
людей.  Ты,  положим,  Стэнли,  едешь  отыскивать Ливингстона. Ладно. Бери
столько-то  тысяч  фунтов  стерлингов!  Ты,  Джон  Буль,  едешь отыскивать
"Жаннетту".  Ладно.  Бери десять тысяч! Ты идешь описывать бал французской
колонии.  Ладно.  Бери... тысяч пятьдесят... Вот как за границей! А он мне
прислал  один  билет,  потом заплатит по пятаку за строчку и воображает...
Ска-а-тина!...
     Петр  Семеныч закрыл глаза и задумался. Множество мыслей, маленьких и
больших,  закопошилось  в  его  голове.  Но  скоро все эти мысли покрылись
каким-то  приятным  розовым  туманом.  Из  всей  щелей, дыр, окон медленно
поползло  во  все  стороны  желе,  полупрозрачное,  мягкое... Потолок стал
опускаться...  Забегали  человечки, маленькие лошадки с утиными головками,
замахало   чье-то  большое  мягкое  крыло,  потекла  река...  Прошел  мимо
маленький  наборщик  с очень большими буквами и улыбнулся... Все утонуло в
его улыбке и... Петру Семенычу начало сниться.
     Он  надел фрак, белые перчатки и вышел на улицу. У подъезда давно уже
ожидает  его  карета  с редакционным вензелем. С козел соскакивает лакей в
ливрее   и   помогает   ему   сесть   в  карету,  подсаживает  его,  точно
барышню-аристократку.
     Через   какую-нибудь   минуту   карета   останавливается  у  подъезда
Благородного  собрания.  Он, нахмурив лоб, сдает свое платье и с важностью
идет   вверх   по   богато   убранной,  освещенной  лестнице.  Тропические
растения, цветы из Ниццы, костюмы, стоящие тысячи.
     -  Корреспондент...  -  пробегает  шепот в многотысячной толпе. - Это
он...
     К нему подбегает маленький старичок с озабоченным лицом, в орденах.
     -  Извините, пожалуйста! - говорит он Петру Семенычу. - Ах, извините,
пожалуйста!
     И вся зала вторит за ним:
     - Ах, извините, пожалуйста!
     - Ах, полноте! Вы меня конфузите, право... - говорит репортер.
     И   он   вдруг,   к   великому  своему  удивлению,  начинает  трещать
по-французски. Ранее знал одно только "merci", а теперь - на поди!
     Петр Семеныч берет цветок и бросает сто рублей, и как раз в это время
подают  от  редактора  телеграмму:  "Выиграйте  дар президента Французской
республики  и  опишите  ваши впечатления. Ответ на тысячу слов уплачен. Не
жалейте  денег".  Он идет к аллегри и начинает брать билеты. Берет один...
два...  десять...  Берет  сто, наконец тысячу и получает вазу из севрского
фарфора. Обняв обеими руками вазу, спешит дальше.
     Навстречу  ему идет дамочка с роскошными льняными волосами и голубыми
глазами. Костюм у нее замечательный, выше всякой критики. За ней толпа.
     - Кто это? - спрашивает репортер.
     - А это одна знатная француженка. Выписана из Ниццы вместе с цветами.
     Петр Семеныч подходит к ней и рекомендуется. Через минуту он берет ее
под  руку  и  ходит,  ходит...  Ему многое нужно разузнать от француженки,
очень многое... Она так прелестна!
     "Она  моя!  - думает он. - А где я у себя в комнате поставлю вазу?" -
соображает  он, любуясь француженкой. Комната его мала, а ваза все растет,
растет  и  так  разрослась,  что  не  помещается  даже в комнате. Он готов
заплакать.
     -  А-а-а... так вы вазу любите больше, чем меня? - говорит вдруг ни с
того, ни с сего француженка и - трах кулаком по вазе!
     Драгоценный  сосуд громко трещит и разлетается вдребезги. Француженка
хохочет  и  бежит  куда-то  в  туман,  в  облако.  Все  газетчики  стоят и
хохочут...  Петр  Семеныч,  рассерженный,  с  пеной у рта, бежит за ними и
вдруг, очутившись в Большом театре, падает вниз головой с шестого яруса.
     Петр  Семеныч  открывает  глаза  и  видит  себя  на полу около своего
дивана. У него от ушиба болит спина и локоть.
     "Слава  богу,  нет  француженки, - думает он, протирая глаза. - Ваза,
значит,  цела. Хорошо, что я не женат, а то, пожалуй, дети стали бы шалить
и разбили вазу".
     Протерев же глаза как следует, он не видит и вазы.
     "Все  это сон, - думает он. - Однако уже первый час ночи... Бал давно
уже начался, пора ехать... Полежу еще немного и - марш!"
     Полежав  еще  немного, он потянулся и... заснул - и так и не попал на
бал французской колонии.
     -  Ну, что? - спросил у него на другой день редактор. - Были на балу?
Понравилось?
     - Так себе... Ничего особенного... - сказал он, делая скучающее лицо.
-  Вяло.  Скучно.  Я  написал  заметку в двести строк. Немножко браню наше
общество  за  то,  что  оно  не  умеет  веселиться.  - И, сказавши это, он
отвернулся к окну и подумал про редактора:
     - Ска-атина!!
1884