ХЕРСОН. ГРОМАДА. ІНІЦІАТИВА

Портал суспільних знань і дій для розвитку Херсонщини

gerb_sity

Місто

gerb_region

Область

search_icon
 

Діалоги з успішними керівниками

Интервью директора Херсонской школы искусств "Ювента" Фирузы Тимофеевой

Тимофеева Фирюза

Тимофеева Фируза Анатольевна – основатель первой на Украине частной школы искусств «Ювента».

В 2001 году за создание школы и за воспитание лауреатов международных конкурсов присвоено звание Заслуженный деятель искусств Украины.

В 2002 году Патриахом Украины Филаретом вручён орден Св. Великомученицы Варвары (покровительницы искусств).

Фируза Анатольевна, Вы создали первую на Украине частную школу искусств «Ювента». Какие идеи Вы хотели реализовать в своей школе?

Наша школа искусств «Ювента» была создана в 1994 году и действительно стала первой частной школой на Украине. Какие идеи закладывались при создании школы? Конечно же, вечные идеи приобщения детей к творчеству, к искусству, воспитания гармоничных, духовных личностей. Я глубоко убеждена в том, что дети, которые занимаются музыкой (а мы в школе начинали именно с музыки), приобретают как бы прививку против бездуховности. Занятие классической музыкой откладывает отпечаток на всю последующую жизнь и формирует богатый внутренний мир.

Ну и, конечно же, не скрою, что для меня очень важна личная самореализация, возможность творить, совершенствоваться, передавать опыт. Мне в этом плане повезло, потому что моё увлечение и моя профессия (а это достаточно редко бывает) совпали. И только в таком случае, когда идешь на работу с удовольствием и хочешь достичь поставленных целей, ты получаешь и громаднейшее удовлетворение, и получаешь результат. В противном случае – результатов не будет никогда. Я уже достаточно долго живу на этом свете и мне есть с чем сравнивать и видеть, как происходит и что происходит в противном случае.

Как создавался коллектив школы, формировались творческие программы? Вы подбирали педагогов под свое видение, ставили им соответствующие задачи или опирались на опыт и видение приглашенных специалистов?

Прежде всего, конечно же, мне важно было подобрать коллектив единомышленников. Безусловно, это должны были быть высокого класса профессионалы, но очень важны и человеческие качества. Хотелось, чтобы коллектив был спаянным, чтобы идеи были общими и естественно, чтобы мы радовались успехам друг друга и работали на результат. К счастью, работая в первой музыкальной школе, я познакомилась с замечательными профессионалами и педагогами, которые живо откликнулись на мою идею создать новую школу, где бы все педагоги вместе работали на единый результат. Ко мне в школу пришли Ирина Яковлевна Чепурная – преподаватель музыки; Глуховская Ирина Альбертовна – педагог по классу фортепиано. Мы начинали с очень тесного круга. Это были люди-единомышленники. У меня к тому времени был достаточно большой класс и все мои ученики стали «заложниками» моей идеи, они все за мной пошли в школу «Ювента» (Ювента – по древнеримской мифологии – богиня юности; то есть «школа юных»).

Мне посчастливилось дружить с профессором Московской консерватории Горностаевой Верой Васильевной. Я по несколько раз в год была в Москве. Посещала и десятилетку одарённых, и брала мастер-классы в консерватории. И вот эта дружба с людьми высокого педагогического пилотажа очень много дали. Я постоянно проводила открытые уроки и на область, и на школы, и мною была выработана собственная методика, которую я воплощала в своей школе.

Через два года, после открытия школы, в качестве консультанта, мы пригласили в школу Архимовича Бориса Александровича – это профессор Киевской консерватории, к сожалению, его уже нет в живых. Он регулярно приезжал, проводил мастер-классы с нашими учениками и через два года, в 1996 году предложил нам поездку на конкурс пианистов в Италию, в городок недалеко от Неаполя – Агрополь. Конкурс был достаточно солидный и интересный, состоящий из двух туров, и здесь мы сразу же «прорвали» конкурсный занавес. Мы можем себя считать первыми, кто выехал на международный конкурс из Херсонской области. И мы не просто выехали, прокатились туда, но и стали лауреатами. Лауреатом первой премии того конкурса пианистов стала моя ученица Ирина Карпова, которой было тогда 13 лет.

О каких еще достижениях Школы и Ваших учеников Вам хотелось бы рассказать?

Как я уже сказала, через два года, после открытия школы, начались наши поездки на международные конкурсы. На следующий год мы ездили на конкурс в Париже, посвященный памяти Святослав Рихтера, который в 1997 году скончался. И там мои ученицы – Лукьяненко Александра, которой было 10 лет, стала лауреатом первой премии; и Александра Довбыш, которой было 9 лет, получила третью премию. Остальные наши дети, которые принимали участие в конкурсе стали его дипломантами. В Париже мы познакомились с продюсером фестиваля «Одарённые дети славянских стран». Буквально на следующий год, в 1998 году, на этом фестивале, к нам подошёл парижский композитор Игорь Александрович Никифоров, который родился в Париже (сын наших эмигрантов). И он был невероятно счастлив, когда узнал, что мы из Херсона, потому что его матушка, как он мне рассказывал позже, уроженка Херсонской губернии. И услышав, что мы не из Киева, не из Одессы, а именно из Херсона, он в буквальном смысле стал нашим меценатом. Передал нам свои ноты, устраивал концерты, оплачивал самолёты для наших детей, оплачивал оркестры, с которыми играли наши дети на концертах в Париже. Во многом он нам помог. В знак благодарности его 80-летие мы очень пышно, торжественно отметили уже в Херсоне. И как он сказал, что для него это был поистине царский подарок, потому что такого тепла и внимания он не видел нигде за всю свою жизнь. Вот так мазками, штрихами начиналась история школы «Ювента».

Хочу еще сказать, что нового нам удалось реализовать. В принципе, до 1998 года детского вокала не было в принципе в природе. В каждой музыкальной школе был хор, на который дети ходили без особого энтузиазма. В нашей школе впервые в области была введена специальность детского вокала как отдельная дисциплина. Для этого я в школу пригласила потрясающего, очень маститого и опытного педагога Бабак Ларису Ивановну, много лет проработавшую в музыкальном училище. С неё все началось – отдельное вокальное отделение в музыкальной школе. По её инициативе и по её совету была приглашена работать в школу заслуженная артистка Украины Наталья Витальевна Лелеко. Она замечательная певица, прекрасный педагог и постоянно радует нас блестящими успехами своих учеников.

Ученики нашей школы без музыкального училища поступают в консерватории, что тоже, собственно, является достижением школы. Моя ученица Ирина Карпова без музыкального училища поступила в Национальную музыкальную академию в Киеве. Это те радости, которые для нас являются победами.

С какого возраста можно поступить в Школу искусств «Ювента»?

Раньше мы принимали детей с семи лет, ну с шести. Потом, дети стали к нам приходить с трёх лет. Родители просились на все отделения и рисовать хотим, и танцевать, и петь, и всё вообще хотим… Понятно, что объять необъятное невозможно, поэтому в помощь родителям и педагогам мы при школе открыли центр раннего развития для подготовки детей по разным направлениям к нашей школе искусств. То есть дети раз в неделю занимаются с разными педагогами: 45 минут хореографией, 45 минут музыкальное развитие, следующее занятие – развитие речи и художественная подготовка (дети лепят, рисуют, занимаются поделками). Проходит время, детки растут, и дальше педагоги нам рассказывают на открытых уроках и родителям, и коллегам в чем ребёнок лучше развивается. Очень часто бывает так, что родители к пяти годам выбирают – хореография и музыка или художественное отдедение и хореография или просто одну какую-то дисциплину. Но мы определяемся и начинаем развивать ребёнка уже в подготовительном классе. А подготовительный класс у нас начинается с пяти лет. Я хочу отметить, что детки, которые прошли Центр – они как «пластилин» - их очень легко лепить. Они даже, еще не зная букв, уже знают ноты, поют, танцуют, рисуют, то есть они очень быстро формируются. И для нас это тоже большая помощь, потому что мы детей рано посвящаем в таинство разного вида искусств.

Где можно увидеть выступления Ваших учеников? Какие сейчас мероприятия готовит школа?

В прошлом 2009 году школа отметила 15-летие и десятилетие Музыкальных ассамблей – это созданный на базе школы фестиваль, в котором принимает участие вся школа без исключения, все отделения. Этот фестиваль проходит у нас несколько дней. Классический блок нашего фестиваля мы обычно проводим концертом в замечательном зале музея им. Шовкуненка. Это зал, где проходят концерты и областной филармонии и наших учеников. Театральные спектакли мы проводим в кукольном театре, если мы готовим спектакль.

Гала-концерт десять лет подряд 1 июня в День защиты детей мы проводим в музыкально-драматическом театре. И в этом концерте, который длится 3-4 часа, тоже принимает участие вся школа. И это непросто концерт, а театрализованное представление, потому что записываются фонограммы для детей, подбираются декорации, костюмы. На сцену выходят также все малыши Центра раннего развития.

По два, три, четыре, а иногда и пять масштабных концертов готовит наша школа за год. В школе существует порядок, когда каждую четверть в обязательном порядке дети-музыканты сдают академические концерты, технические зачеты, театральное отделение также выступает со своими академическими представлениями, на которых и у родителей, и у педагогов есть возможность увидеть выступление ребёнка. Наша школа активно принимает участие в больших городских мероприятиях и нас приглашают, когда нужно показать творческое лицо города.

Парижские встречи, о которых я упоминала выше, подарили нам множество полезных возможностей. Тот же Никифоров познакомил нас с парижским дирижером Рейтой Казарян, которая уже раз пять была в Херсоне со своими концертами. Она готовила рождественскую программу с нашими детьми и мы вступали с этой программой в художественном музее и в храме Св. Александры. В этом году она снова приезжает на фестиваль «Амадеус», который проводит наша областная филармония, по приглашению нашей школы она участвует в вечере французской музыки.

А где учились Вы, были ли у Вас учителя, дело которых Вам хотелось продолжить и кого Вы вспоминаете, как наставника?

Мои корни ведут в Грузию, а это очень музыкальная страна, где большие и серьезные традиции музыкального воспитания. Во время моего детства в Грузии был культ музыкального образования и в обязательном порядке практически все дети занимались музыкой. 25 лет я прожила в Грузии. У меня были замечательные учителя, я училась у прекрасного педагога, которая фанатично любила свое дело и посвящала полностью себя своим ученикам. Я закончила у неё музыкальную школу и музыкальное училище – Виола Израилевна Хананашвили. И она меня привезла в консерваторию и передала что называется «из рук в руки» профессору Тбилисской консерватории Нане Одисеевне Димитриаде (заслуженная артистка Грузии) великолепная пианистка, которая училась у Гольденвейзера, то есть это очень серьезная советская музыкальная школа. С педагогами мне лично очень повезло, потому что они научили меня любить музыку и любить профессию, которой ты служишь. Это большое призвание, потому что ты не просто педагог, а ты духовный наставник тех детей, которых ты вводишь в этот мир прекрасного.

Поэтому, те традиции, которые мне были преподнесены, и которые я впитала в Грузии, дали мне, я уверена, мощную основу, и я стараюсь продолжить их в своей школе.

Вы часто принимаете участие в жюри различных фестивалей и конкурсов. Какие тенденции в развитии молодежной культуры Вы бы отметили?

Мне действительно часто приходится и возглавлять жюри, и быть членом жюри. Отношения самые разные, всё зависит от того, в каком конкурсе ты принимаешь участие. К великому сожалению сейчас очень много коммерческих конкурсов – есть конкурсы-однодневки, есть конкурсы, которые живут. Очень много раскручивается таких направлений, которых я - человек, в общем-то, воспитанный на советской музыкальной школе, во многом не приемлю.

Наверное, из-за того, что многое в нашем обществе коммерциализируется, нет той глубины, которой хотелось бы. Приведу такой пример, не касающийся музыки – восточные танцы. Это хорошо, наверное. Но, хорошо, если это работает вместе с той традицией и той культурой, которую несёт в себе та страна, в которой ты живёшь. Но когда сейчас повсеместно от трёхлетних деток до пятидесятилетних женщин все занимаются восточными танцами и танцем живота – наверное, в этом есть какой-то перегиб. Нужно же, развивать, наверное, направление той страны, в которой ты живешь, и, может быть, параллельно познавать что-то новое.

Что бы Вы хотели пожелать нашему городу, горожанам?

Создавая Школу искусств, я хотела показать, что даже в провинциальном городе, которым является Херсон, можно создавать своё маленькое государство, которое по уровню достижений котируется в Европе. И, наверное, через нашу маленькую Школу искусств «Ювента» в том же Париже узнавали о городе Херсоне. Конечно же, мне хотелось бы, чтобы искусством занимались все дети. Это необходимо, чтобы они были тоньше, чтобы они были просто культурнее, чтобы приносили пользу своему обществу. Чтобы ценили то красивое, что есть и что нужно беречь и чтобы они так же воспитывали своих детей.

Беседу вела Нина Парфенова

март 2010 р.