ХЕРСОН. ГРОМАДА. ІНІЦІАТИВА

Портал суспільних знань і дій для розвитку Херсонщини

gerb_sity

Місто

gerb_region

Область

search_icon
 

Діалоги з успішними керівниками

Интервью главного врача Херсонской больницы Днепровского р-на им. А.С. Лучанского, депутата городского совета Людмилы Ломако

Ломако

Людмила Васильевна, Вы возглавили больницу им. Лучанского в переломный момент перехода страны к независимости и возглавляете все эти годы. Как удалось преодолеть многочисленные трудности, что Вас сейчас волнует? Что радует?

Действительно, я сопоставила, что 20 лет моей работы главным врачом больницы - это 20 лет независимости Украины. Все эти годы, как сложно и неоднозначно происходило становление державы и ее экономики, так же сложно происходило и становление здравоохранения. За эти 20 лет было несколько очень тяжелых периодов. В 90-х годах, когда бюджетникам не платили зарплату и 1800 сотрудников должны были своими усилиями выжить. Это были бесконечные взаимозачеты, но мы как-то выкручивались и с заработной платой, и с возможностью лечить больных. Несколько лет назад тоже было очень сложно, когда нам выделили недопустимо низкое финансирование. Это очень драматично, когда в больнице почти нет лекарств, когда мы плохо кормим больных и пациенты смотрят на нас с немым вопросом в глазах: «Почему так?».

Сейчас немного полегче и это уже радует. Но все же, меня очень волнует то, что за 20 лет произошли очень незначительные подвижки в плане реформирования нашего здравоохранения. До сих пор не выработаны современные, адекватные сегодняшнему дню и мировому опыту, подходы к основам финансового обеспечения медицинских учреждений и это очень тормозит развитие медицины. Это особенно обидно, когда видишь, что наши ближайшие соседи уже решили или, по крайней мере, решают эти вопросы.

Например, Молдавия 5 лет назад приняла закон о страховой медицине, успешно внедрила и теперь модель страховой медицины Молдавии является примером для всех стран постсоветского пространства. В России тоже пытались ввести подобный закон – спотыкались, поднимались, но у них есть наработки и желание изменить состояние дел в здравоохранении.

В нашей стране, к сожалению, кроме деклараций, «постанов», новых законов ничего существенного не произошло.

Но какое-то общее видение реформирования здравоохранения в этих декларациях и новых законах есть?

В Украине предполагается реформирование по двум составляющим.

Во-первых, предполагается привести в соответствие количество коечного фонда - определить крупные здравоохранительные центры, в которых они останутся. Это будет сделано, чтобы сконцентрировать средства для более качественного обеспечения стационарного лечения. Например, в Европейских странах медицинские центры - более крупные и более оснащенные. Наше количество стационарных коек, да и количество врачей значительно превышает количество в европейских странах, хотя о качестве этого не скажешь.

Предполагается усилить участковую сеть - сделать более профессиональной, более привлекательной. На сегодняшний день средний возраст участковых педиатров и терапевтов 55-56 лет. Там преобладают лица пенсионного возраста, которых будет совершенно некем заменить, когда они уйдут на пенсию. Ведь мотивации этого труда вообще никакой нет.

Нам надо перенимать европейский опыт. Главной фигурой в европейской больнице является семейный врач, он регулирует потоки больных. У нас же семейные врачи на сегодня - это 30% от потребности.

Во-вторых, стоит задача изменить порядок финансирования. Финансирование у нас в Украине абсолютно не адекватно потребностям. На сегодня, это 3,2% от ВВП. Сравните, в Европе - это 8-12% от ВВП. И понятно, что ВВП у них гораздо выше, чем в нашей стране.

На средства, которые выделяются, сделать высокоэффективную систему здравоохранения совершенно нереально. Они покрывают всего 8% от нужд лечебного учреждения.

Но даже это мизерное финансирование невозможно распределять в соответствии с потребностями лечебного учреждения. Сейчас главный врач находится в очень жестких рамках, предусмотренных бюджетным кодексом - все согласно статьям. Никакого материального стимулирования выкроить отсюда невозможно, изменить статью расхода при самой неординарной ситуации невозможно. Поэтому, предполагается изменить подходы к распределению финансов, добавив больше полномочий руководителям.

Предполагается, что все-таки структура финансирования будет разделена на два уровня – отдельно заработная плата, отдельно остальные затраты. А главный врач, как хозяин ситуации, сможет распоряжаться и направлять деньги на те звенья, которые нужно усилить.

Далее предполагается введение системы медицинского страхования.

Как Вы относитесь к оценке коррупции в больницах, которую дают украинцы – то есть о том, что она очень распространена?

Коррупция – самая печальная характеристика нашего общества. Коррупция в медицине существует также как и в других отраслях, к сожалению. Но, часто, как мне кажется, мнение о медиках как о коррупционерах складывается из-за дефицита всего.

Вот две ситуации.

Например, нужно сделать больному сложную операцию и у нас даже есть на это оборудование. Но нет расходных материалов, нет медикаментов, и на тот мизер, который нам выделяют, купить мы не можем. Нам приходится предлагать пациенту список необходимого. Воспринимается это болезненно, как попытка врача влезь в карман пациенту.

Другой пример. Нет у нас необходимого оборудования и за бюджет невозможно его приобрести. Нам приходится сдавать в аренду помещение. Частные лица (бизнесмены) покупают это оборудование, устанавливают, и мы имеем возможность диагностировать больного. Так, у нас в больнице 4 ультразвуковых аппарата и из них только 1 новый, а остальные отслужили по 10-15 лет. И мне действительно пришлось отдать помещение, где частные лица поставили еще два высококлассных аппарата и мы смотрим сложных больных на них, но это платные исследования. И, конечно, за это пациенту приходиться платить частному лицу. И это порождает у пациентов определённые мысли.

К сожалению, люди у нас не богатые, им тяжело оплачивать дорогостоящую диагностику, они не имеют возможности купить дорогостоящих лекарств. Это накладывает отпечаток и зачастую совершенно меняет порядок взаимоотношений между врачом и пациентом.

Мы, медики, стали заложниками этой ситуации. И сегодняшний порядок финансирования, как я уже говорила, не дает нам возможности распорядиться даже тем немногим, что есть, - все жестко регламентировано. От этих ограничений страдают наши возможности обеспечить учреждение медикаментами, питанием и т.д. В результате, все это ложится на плечи наших пациентов. 50% всех затрат пациенты должны нести за счет собственного кармана. Вызывает это недовольство и агрессию? Да. А на кого это обрушивается? На нас, как на носителей этой информации.

В этом переплетении дефицита нашего оснащения, который заставляет пациентов платить, а о нас складывать впечатление как о людях, которые работают по коррупционным схемам, большая проблема.

Что может разорвать этот замкнутый круг?

Для этого, на мой взгляд, нужен закон о страховой медицине. Если будет введено обязательное медицинское страхование, то каждый работающий человек будет платить отчисления. Тогда у медицины появится два источника финансирования – бюджетное финансирование, которое закрывало бы затраты на лечение ветеранов, инвалидов, социально необеспеченных слоев населения, детей и государственные программы по борьбе с различными заболеваниями. И финансирование за счет страхового фонда, откуда была бы возможность обеспечивать лечение пациентов и переоснащения лечебных учреждений.

Я уверена, что все равно придут к введению закона об обязательном медицинском страховании.

Еще один вариант – это больничные кассы. Все медики и педагоги являються членами больничной кассы. Мы декларируем это уже несколько лет. Платя по 15 грн. в месяц, накапливается какая-то сумма. Если член нашего коллектива заболел, тут же звонок в больничную кассу и ему нужные медикаменты привозят. Но, кроме медиков и педагогов никто не хочет туда вступать. Тут срабатывает привычка населения к тому, что государство было обязано все сделать, обеспечить конституционное право каждого гражданина получить бесплатную медицинскую помощь. Да, 49 статья Конституции предполагает обязательную медицинскую помощь бесплатно. Но за 20 лет независимости настолько изменилась ситуация, что не приходится рассчитывать на бесплатную медицину. И мы призываем: позаботьтесь о себе сами в какой-то степени! Если возникнет ситуация, что вам плохо, уже будет резерв.

Медицина - это очень высоко затратная отрасль и есть только несколько государств в мире где и сейчас медицина бесплатна – Великобритания и Канада. В остальных - солидарные кассы - что-то бюджет, что-то страховой взнос. Только так можно сегодня решать эти вопросы. Мы к этому еще не подошли, но к этому нужно готовиться.

Как Вы оцениваете тенденции постоянного роста цен на лекарства и что можно, на Ваш взгляд этому противопоставить?

Совершенно отрицательно оцениваю. Это неуправляемый рост, который грузом лёг на население, а нас ставит в такие же ужасные рамки. Нам запланирована определённая сумма денег по прошлому году, потом идет один, второй виток повышения цен и, в конце концов, на эту сумму в этом году мы можем купить в два раза меньше медикаментов, от чего мы приходим в ужас! Нужен более жесткий контроль за этим со стороны Министерства охраны здоровья. Фармацевтический бизнес очень выгодный – все люди болели, и болеть будут, к сожалению. На этом стали спекулировать. Недопустимо такое вольное отношение к ценовой политике со стороны фармацевтических фирм, да и со стороны аптечных сетей.

Надо, также поддерживать отечественных производителей медпрепаратов. Но вот был, например, Харьковский завод, выпускал вакцины, а его закрыли в прошлом году. И Украина теперь вынуждена закупать эти вакцины за рубежом, которые по стоимости значительно выше, чем харьковские. Правильно ли это? Возможно, нужно было качество вакцин улучшить, но поддержать отечественного производителя. Не лучше же платить в три дорога и зависеть от поставок. Может это где-то кому-то и выгодно, но это же безнравственно.

Сейчас общепризнанным стало то, что состояние здоровья молодежи ухудшается. Как реагирует медицина на такие тенденции? Есть ли какие-то совместные проекты с образовательными учреждениями для пропаганды здорового образа жизни?

10 марта на депутатской комиссии по охране здоровья мы будем совместно с комиссией по образованию слушать вопрос о здоровье школьников. В прошлом году, после очередного несчастья в Украине, вышло постановление о том, чтобы 2 раза в год проводить детальный диспансерный осмотр школьников. Три херсонские больницы осмотрели школьный контингент, а это 30 тыс. человек. Выводы не утешительны. При проведении углубленных медицинских осмотров патологическое отклонение в состоянии здоровья достигает от 80 до 94 %. Сколько здоровых детей? Есть такая проба - проба Руфье, которая входит в комплекс остальных обследований. Это проба с физической нагрузкой, которая говорит о состоянии сердечнососудистой системы. Так вот по пробе Руфье и остальным данным мы пришли к выводу, что 30-35% школьников не могут заниматься физкультурой в основной группе. Они не справляются с той нагрузкой, с которой должны в своем возрасте справляться.

Во-первых, есть скрытые патологии, которых без углубленного осмотра не выявить.

Во-вторых, дети, которые сидят за компьютером половину своего рабочего дня в школе и дома, которые не бегают, не играют в футбол, это дети, которые становятся детринированными. И тут хочешь - не хочешь, а состояние физического здоровья ухудшается. В каждой больнице есть центры, которые называются «Клініка дружна до молоді». Это центр, предназначенный для работы с молодежью до 24 лет. Задача этих центров пропагандировать здоровый образ жизни, консультировать по вопросам репродуктивного здоровья, готовности к будущему материнству, отцовству. Эта клиника предполагает «3Д» – доступность, доброжелательность, добровольность. Это анонимная клиника. В структуре ее принимают врачи: сексопатолог, акушер-гинеколог, дерматовенеролог, психолог, терапевт. Пропагандистская работа проводится в ВУЗах, школах, ПТУ.

Людмила Васильевна, Вы являетесь депутатом городского совета не первый созыв. Какие инициативы в сфере охраны здоровья Вам удалось реализовать?

В прошлом созыве мы ставили две основные задачи и нам удалось добиться подвижек – борьба с туберкулёзом в городе и внедрение семейной медицины. Очень жестко контролировалось выполнение этих двух программ. Определенные результаты мы имеем – снижение по заболеваемости туберкулезом на 20-28 % за эти годы.

По семейной медицине. Была открыта семейная поликлиника в Таврическом микрорайоне на 11 врачей, три больших отделения при больницах, амбулатории семейной медицины. Сейчас это немного приостановилось, но все равно к этому вернемся, это будет доминировать.

В новом созыве мы уже приняли программу по борьбе с сердечнососудистыми заболеваниями. В этой программе одно из важных звеньев – создание городского «Центра сердца», который будет создан при нашей больнице и, мы думаем, даже раньше 2012 года, потому что в этом проекте объединились, к счастью, усилия областной и городской администраций.

Роль женщины в современном мире – что бы Вам хотелось подчеркнуть?

Роль женщины, я думаю, и в современном и не в современном мире – быть берегиней семьи. От женщины зависит то, какое поколение придет на смену. Какова будет семья, каковы будут дети, насколько в семье будет взаимопонимание, уважение и любовь – это все распространится на общество. Поэтому, это самая главная задача женщины – создать такую обстановку в семье при которой доброта, любовь к друг другу, уважение, ответственное отношение к своим обязанностям доминировало и создавало благоприятную ауру. Правда, в современном мире, большая часть женщин не ограничивается такой своей истинной принадлежностью к воспроизведению рода и созданию семьи. Женщины сегодня используют и свой интеллектуальный потенциал, и организаторские способности, реализуют себя в роли руководителей и вообще во всех профилях женщины от мужчин не отстают.

Что по Вашему мнению, необходимо нашему городу для успешного развития?

Самое главное, я думаю, нужен патриотизм всех горожан, которые здесь живут. Когда они будут относиться к проблемам города как к своим собственным проблемам, заниматься ими, а не смотреть со стороны и не иронизировать, или злословить по поводу неудач. Самая легкая позиция наблюдать со стороны и быть недовольным. А для того, чтобы прогресс двигался, чтоб город развивался, хорошел, для этого нужно вкладывать силы, ум, желание, ответственность.

А как воспитывается патриотизм?

Я когда впервые была в Америке 20 лет назад, в нашем городе-побратиме Кент, первое, что мне бросилось в глаза – национальный флаг. Он у них присутствует везде – частный дом, бензозаправка, административное здание. Уважение к национальному флагу – это уважение к своей стране. Оно воспитывается с самого малого возраста. У нас молодежи должен показываться пример, образец старшего поколения - пример лучших.

Какая, на Ваш взгляд, национальная идея смогла бы сплотить украинский народ, объединить людей и власть?

Я думаю, только одна, пусть это звучит пафосно, но нужно очень любить страну в которой ты живешь – это национальная идея. Если человек руководствуется патриотизмом, питаемым к Украине, к украинскому народу, то он будет служить своему народу. Это может высокопарно звучит, но внутри это абсолютно так, я убеждена. Пусть это люди разных национальностей, разного вероисповедания, разной партийной принадлежности, но они все живут под одним флагом. И они все будут стремиться к созданию комфортности жизни в этой стране. Патриотизм и любовь к стране – это национальная идея.

Інтерв'ю вела Ніна Парфьонова

березень 2011р.