Діалоги з пердставниками освіти
Интервью проректора Херсонского государственного университета по научно-педагогической работе, информационным технологиям, международным связям Александра Спиваковского
Александр Владимирович, в Херсонском государственном университете вы являетесь проректором по широкому спектру вопросов, один из которых – развитие информационных технологий. Что достигнуто и какие приоритеты в развитии ИТ вы ставите сегодня?
Я как проректор занимаюсь вопросами информатизации университета- его академической составляющей, а также управленческой и административной. В университете мы сформировали информационную инфраструктуру ВУЗа. Мы имеем собственную информационно-аналитическую систему, которая позволяет управлять различными подсистемами университета - такими как: материальные ресурсы, контингент, поступления, штатное расписание управление персоналом и т.д. Это позволяет сделать работу более прозрачной, удобной, предоставляет соответствующие сервисы.
В рамках нашей системы у нас везде установлен wi-fi, мы имеем возможность регистрировать ноутбуки наших студентов. Более сотни студентов зарегистрированы в сети нашего университета. Покрытие интернета и по университету и по общежитиям. Это сделано для того, чтобы студенты имели беспрепятственный доступ к ресурсам нашего университета. Более того, мы всем открываем электронные почтовые ящики.
У нас серьезный портал университета, где абсолютно все преподаватели публикуют собственные материалы. Я имею в виде лекции, лабораторные работы, практические занятия, вопросы для самостоятельной работы, что позволяет сделать управление академическим процессом более современным.
ХДУ славится обширными международными связями. Какие международные проекты сейчас реализует ВУЗ? Какие задачи, как проректор по вопросам международных связей, Вы ставите перед собой и университетом?
Как проректор по международным связям я обязан увеличивать круг контактов и сотрудничество с нашими коллегами из западноевропейских стран, из США.
Мы имеем серьезную географию наших отношений: университет Ниццы (Франция), университет Глазго (Великобритания).
Прорабатываем совместный проект с королевским техническим институтом Стокгольма.
Налаживаем связи с Австрийским университетом. 3- 7 мая ректор этого университета, который также является председателем общества информатиков Германии, будет принимать участие в научно-практической конференции, которую мы проводим. Эта серьезная конференция, заключительным аккордом которой является публикация части материалов в издательстве «Шпрингер» (Springer Science+Business Media (до 1999 г. — Springer-Verlag) — международная издательская компания, специализирующаяся на издании академических журналов и книг по естественно-научным направлениям (теоретическая наука, медицина, экономика, инженерное дело, архитектура, строительство и транспорт).
Сейчас мы подписываем договор с Посольством Израиля по открытию центра израильского языка, культуры у нас в университете. С украинской стороны договор подпишет ректор нашего университета, с израильской стороны – первый секретарь Посольства Израиля в Украине. При центре будут открыты бесплатные курсы иврита для всех желающих. Создание Центра -это инициатива нашего университета., которая родилась на День Европы, который проходил в прошлом 2010 году при участии 6 послов Евросоюза, в том числе главы Представительства ЕС в Украине Жозе Мануэль Пинту Тейшейра.
Все наши проекты мы рассматриваем, как элементы нашего взаимодействия с Европой через образовательную среду, что позволяет улучшать взаимопонимание между нашими странами.
А в каких странах Вы побывали? Что удалось почерпнуть для себя и что захотелось внедрить в университете, здесь - в Украине?
Франция, Шотландия, Великобритания, Швеция, Германия, Австрия, США, Испания. То есть довольно широкая география, которая позволяет увидеть, как у них устроено высшее образование. Это не означает механистическое перенесение оттуда сюда. Это означает, что должен быть баланс между традициями и тем, что внедряется новое. Новое, что дает рост человеческой культуре, ментальности, технологичности. И у нас в университете мы с, одной стороны, соблюдаем традиции, а с другой стороны, внедряем новшества, становимся более технологически мощными. При этом, мы считаем, что не человек для технологии, а технология для человека. Технологии внедряются, чтобы дать студентам современные знания и умения и чтобы наши студенты были востребованы на рынке труда. Это идеология нашей работы.
Имя университету, с нашей точки зрения, делают студенты. Поэтому, мы рассматриваем наш университет как корпорацию по обслуживанию образовательных интересов студентов. Это подход близкий к тому, который есть на Западе.
Сейчас уже у нас появляются иностранные студенты и нужно двигаться дальше вперед, укрепляя позиции университета.
Вы сказали о востребованности студентов на рынке труда. Я знаю, что Вы так же являетесь директором Херсонского офиса компании DataArt, которая сотрудничает с университетом. Расскажите поподробнее о возможностях, которые дает студентам работа в этой бизнес компании.
Я в компании директор на общественных началах, т.е. я на 99% проректор, а на 1% - директор этого офиса. Я курирую этот вопрос, поскольку, когда мы говорим об интеграции университета с бизнес средой, мы говорим о том, что каждый из нас и особенно академическое сообщество должно содействовать тому, чтобы приходили серьезные технологические компании.
DataArt – это солидные инвестиции из-за рубежа, поскольку деньги приходят оттуда и это экспорт технологий в Украину и обратный трансфер знаний. Наши студенты имеют возможность проходить практику, а заканчивая специальность по информатике, получить высокооплачиваемую работу в этой компании. При этом все легально.
Когда 60 наших ребят работают на компанию DataArt, центральный офис которой находится в Нью-Йорке, то находясь здесь в Украине, они получают в среднем зарплату около 7-8 тыс. грн. Как частные предприниматели они оплачивают налоги около 700 грн. Смотрите, 700*60 это уже около 40000 грн. Но, главное, эти 8 тыс. грн. Они оставляют в Херсоне – ходят на рынок, в магазин и т.д. Эти деньги оседают здесь в Херсоне.
Это чистое производство и чистые инвестиции. Эта та добавочная стоимость, которая делается мозгами. И я считаю, что это ключевой элемент успеха, которым является мотивация наших студентов. Ведь, когда молодежь видит, что у нас можно не только получить хорошее европейское образование, но и затем получить хорошую высокооплачиваемую работу не выезжая из города Херсона, не эмигрируя, вот это является самой большой мотивацией. И это есть, по большому счету, патриотизм.
Что толку, если мы выпускаем выпускника, а ему платят только 1 тыс. грн.? Значит, он и в бюджет государства сколько будет платить? – копейки. Грубо говоря, он создает очень мало прибавочной стоимости. На мой взгляд, это полностью совпадает с теми посылами, которые мы слышим от Кабмина, от сегодняшней власти. Мы должны создавать экономику нового уровня. Новый уровень – это экономика, основанная на мозгах, на новых технологиях.
А как Вы относитесь к инициативе министра образования Табачника оставить о в областных центрах не более одного – двух ВУЗов?
Я Дмитрия Владимировича знаю лично. Он очень высококвалифицированный, с колоссальным энциклопедическим знанием человек. Но я скажу такую вещь: очень легко уничтожить региональное высшее образование. Механистическое слияние ВУЗов ничего не принесет. Нам нужно говорить о другом. Не сколько ВУЗов, а какое качество выпускников. Если мы наломали дров открывая кучу институтов, в том числе частных, то лечить болезнь нельзя в одночасье. Взять сказать: ну, давайте, сольем всех и получим другое качество – другого качества не будет. Вот у нас в городе четыре государственных ВУЗа. Из 4-х ученых советов не сделать один. Поэтому нужно бороться не с количеством, а думать о качестве. А у нашего министерства есть такие механизмы: через лицензирование, аккредитацию. Да, это процесс длительный, но за это время начнут «умирать» те специальности, которые не имеют должного уровня в ряде ВУЗов. И когда какой-то ВУЗ сам по себе начнет «умирать», он сам «попросится»: мы хотели бы войти в структуру вашего университета как неотъемлемая часть, как органическая сущность. Например, в Марселе было 5 университетов, сегодня – один. Как слияние произошло? – долгие переговоры, потом Президент Саркози выделяет на это объединение порядка 6 млрд. евро и в результате образуется такой конгломерат как Марсельский университет, где учится порядка 50 тыс. студентов. Без подготовки, без отсечения всего лишнего, без взаимного согласия на такое слияние, без дополнительного финансирования ничего не получится. Я еще раз повторяю: развалить очень просто; а как потом создать?
Я приведу такой пример. В свое время наш судозавод развалил один человек по фамилии Волков, в результате за 15 лет потеряна база, потеряны кадры. Даже если бы мы хотели создавать такие сухогрузы, как создавались 20 лет назад при великом Заботине, то где мы сегодня возьмем квалифицированные кадры, которые будут способны на это?
Сейчас можно поувольнять, поразгонять. И что мы получим? Мы же не будем конкурентоспособны с Европой. Это ключевой момент. Конкурентность государства базируется на системе образования.
Александр Владимирович, есть ли у Вас ученики, которыми Вы гордитесь?
Ну, конечно. И они в разных сферах. Хороший пример: Роман Романов – мой бывший студент, сейчас депутат областного совета, собственникк компании «Авто Планета». Саша Чередниченко, магистр, занимает позицию лидера в Херсонском офисе DataArt. Сейчас он создает собственную компанию, которая будет занимать разработкой ПО на территории Херсона и многие другие.
А кого Вы считаете своим главным учителем? Или то, чего Вам удалось достичь скорее результат самообразования?
Это очень сложно оценивать, но я думаю, что по жизни у меня было несколько людей, которые произвели на меня колоссальное влияние. Это мой отец, который учил меня считать. А я это очень не любил, хотя сейчас я кандидат физико-математических наук, но он делал голубей, пускал их с 4 этажа и таким образом мотивировал меня считать. Следующий человек, который оказал на меня влияние – мой преподаватель алгебры Виталий Андреевич Крикнин. Я стал алгебраистом потому что так как он преподавал, невозможно было не полюбить этот предмет. Это человек, который заканчивал институт математики и академии наук СССР им. Стеклова. В мире это единственный институт математики такого уровня.
Моим учителем по жизни стал отец моей супруги Евгений Иванович Петухов – первый доктор педагогических наук в Херсоне. Один из его принципов: не навязывайся, но и не отказывайся.
И конечно мой руководитель кандидатской диссертации Сергей Николаевич Черников, а он был учителем Владимира Михайловича Глушкова, бывшего директора института кибернетики, а у самого Черникова оппонентом на диссертации был Отто Юльевич Шмидт. Я назвал тех людей, которые оказали на меня такое влияние, благодаря которому, я, возможно, достиг того, что я сегодня имею.
В этом году мы будем отмечать 20-летие независимости Украины. Потери и достижения в науке – что превалирует?
Вопрос интересный и достаточно философский. Мы устроены немножко по-другому, чем западные страны и США. У нас вся наука финансируется из госбюджета – система НАН, национальная академия педагогических наук, национальная академия медицинских наук и т.д. Мне сложно с позиций проректора давать оценку тому, куда мы движемся.
Я думаю, многое мы потеряли. Потеряли ту фундаментальность, которая была в школе, уменьшив количество уроков по математике, химии, физике, потому что именно они составляют основу мировоззрения подрастающего поколения. Мы потеряли знание языков. Когда я смотрю, как безграмотно пишут наши студенты, то это просто фантастика! Нас учили так, что я до сих пор помню, где запятые ставить, где нужно ставить мягкий знак после буквы «т». Никто из студентов не может правильно написать предложение, где используется прямая речь.
Серьезных потерь много. С моей точки зрения, это связано с тем, что реформы нужно проводить очень аккуратно. Нужно прогнозировать не только на ближайший период, но и видеть что будет через 10-20 лет. Иначе будет беда.
И мне хочется сказать в этой связи не только о науке, но и о роли СМИ.
Она сейчас синфлировала практически до нуля. Если раньше, при советской власти одна какая-то негативная публикация в газете и это всё, это финиш. Народ и все остальные очень четко реагировали на четвертую власть. Сегодня в одной газете написали одно – облили человека грязью, в другой написали, что те, которые облили, работали по заказу. В результате народ привык к тому, что все, что не пишется – это все по заказу пишется, за деньги. В результате значимость того, что вы публикуете потеряна.
Я считаю, что инфляцию денег пережить можно, а инфляцию 4-й власти – это очень тяжелые вещи, потому что общественное мнение всегда стоило главного. Именно общественное мнение объединяет людей, общество, государство и позволяет им решать очень многие вещи и очищаться. А это ключевой момент. Ведь коррупцию нельзя победить, если нет прозрачных, ясных механизмов. Если общество не готово. Общественное мнение – это большая сила. А у нас сегодня общественное мнение большая сила? Большая сила сегодня тот, у кого есть власть. Так же вся страна устроена. Для людей стало в норме ментальности, в норме ценностей: я даю, я беру. Сейчас у нашего университета пытаются на берегу моря «затарабанить» 0,9 га земли. Просто украсть через определенные механизмы. Но все равно, должны понимать, возмездие настигнет. Нельзя отбирать у ВУЗа землю, которую он начинал осваивать еще в 1960 году.
Гражданское общество на таких ценностях не построишь. Нужно начинать сначала с ценностей, а потом говорить о построении гражданского общества.
Какой бы Вы хотели видеть Украину и что, на Ваш взгляд, нужно делать, чтобы Украина встала на путь эффективного развития?
Я хотел бы видеть Украину с ценностями христианского мира и с европейскими ценностями. При этом сохраняя свое лицо.
Если закон об образовании будет принят в такой редакции, в какой он есть – будет беда. Такой как я выживет, а для системы высшего образования будут большие проблемы и для детей будут проблемы. Нужно определиться какую модель мы поддерживаем европейскую или американскую. В общем, почитайте мою статью в «Зеркале недели» за сентябрь 2005 года.
Бесіду вела Ніна Парфьонова
Лютий 2011 р.