ХЕРСОН. ГРОМАДА. ІНІЦІАТИВА

Портал суспільних знань і дій для розвитку Херсонщини

gerb_sity

Місто

gerb_region

Область

search_icon
 

Діалоги з представниками громадськості

Інтерв'ю голови дитячої громадської екологічної організації "Ластівка" Василенко Лариси Михайлівни

Василенко Лариса

Лариса Михайловна, Вы являетесь главой детской экологической организации «Ласточка». Кто был инициатором создания организации, какие главные цели ставились при её создании и достигаются ли поставленные цели?

Наша организация была создана в 2000 году. Инициаторами создания детской экологической организации выступили группа руководителей кружков Центра детского и юношеского творчества, в котором я работаю, и дети, которые посещали наш Центр. Два года организация просуществовала в клубном варианте, а в 2002 году мы ее зарегистрировали. Название организации придумали дети. Был объявлен конкурс среди тех детей, которые вступили в организацию, и из всех названий общим голосованием было выбрано ласковое птичье название «Ласточка». Оно всем понравилось и так оно у нас и прижилось.

Основная цель, которую мы поставили перед собой - это приобщение детей к решению экологических проблем города, воспитание в них гражданской активности. Другой нашей целью было дать возможность детям, которые прошли обучение в экологическом кружке, что называется не теряться, чтобы они могли в новом качестве продолжать эту деятельность. И фактически это вылилось в то, что, те дети, которые ранее были кружковцами и которым сейчас, например, 20 или более лет, продолжают работать в организации на волонтерских началах и помогают нам в деятельности и организации, и центра.

Немаловажной целью, которую мы также ставили перед собой, был выход на сотрудничество с различными фондами, которые поддерживают развитие экологического движения. Мы хотели таким образом поднять уровень своей работы, получить возможность приобретения компьютерной техники, доступа в Интернет, к новым знаниям и информации. Ведь, когда мы создавали организацию, ситуация в сфере образования была очень тяжелой. Учреждениям образования, в том числе и нашему Центру детского и юношеского творчества не выделялись никакие средства на развитие - о компьютерном обеспечении вообще не могло быть и речи.

Еще одной целью, которую я ставила лично для себя, было стремление получить статус с более широкими возможностями. Ведь работая в общественной организации, ты имеешь возможность высказывать свое мнение на любом уровне, не взирая ни на какие авторитеты и не имея над собой ни каких начальников.

И еще мы с самого начала ставили себе цели выходить на сотрудничество с другими общественными организациями и решать совместно экологические проблемы на уровне города, области, всеукраинском и даже на международном уровне. Целей было поставлено много и сейчас фактически они все находятся в процессе решения и, я думаю, будут актуальны всегда.

Почему, на Ваш взгляд, дворы наших школ в основном представляют достаточно унылое зрелище – нет ухоженных зеленых зон, цветников?

Есть ряд причин. Одна из причин - это то, в школах очень слабо развита сеть полива. И летом, когда основная засуха, деревья и цветники засыхают.

Еще одна причина - это то, что школы, как правило, расположены на пересечении каких-то путей – то ли к рынку, то ли к магазину, то ли еще к чему-то. Местные жители, которые не очень-то воспитаны в плане бережного отношения к зеленым насаждениям, все вытаптывают или даже уничтожают. Бывают такие моменты - дети вчера посадили деревья, а сегодня этих деревьев уже нет.

Ну и сами дети, которые приходят в школьный двор играть, зачастую все вытаптывают и замусоривают.

В общем, причин можно найти всегда много, а самая главная причина в том, что мы сами не соответствуем званию «хозяин города» и дети воспитываются в том же духе.

Традиция, что и возле дома, и возле школы должно быть чисто и красиво, не культивируется.

Конечно, можно сослаться на нехватку средств на приобретение саженцев и т.п. Но это не основная причина, потому что тот, кто хочет, может и с дачи привести какие-то саженцы и те же чорнобрывци посеять и сделать клумбы. Мы же давно знаем - причина у нас в голове, а руки и средства – это уже второстепенное.

Как Вы считаете, можно ли создать в наших школах экологические парламенты, привлекать детей к созданию своими руками зеленого микромира школ и знаете ли Вы о таких примерах?

Я знаю, что во многих школах, в школьных парламентах, есть экологический сектор. Центр детского и юношеского творчества координирует экологическую работу школ и, чтобы помочь школам, уже четвертый год проводит экологический всеобуч. На базе 1, 31, 52 школ, а также 20 гимназии у нас постоянно действуют такие экологические всеобучи. Их посещают дети, и мы их учим, как организовывать экологическую работу в школе и со своими сверстниками. Эти дети, также, принимают участие в различных акциях, экологических конкурсах. Однако, зачастую, из-за того, таких мероприятий слишком много, значительная их часть недостаточно эффективна. Как говорится лучше взяться за что-то одно и сделать хорошо, чем провести 16 конкурсов в год и сделать это для галочки.

И еще я хочу напомнить, что уже давно принята концепция об экологическом образовании, но само министерство образования констатирует, что так и не произошло внедрения экологического компонента в общеобразовательный процесс. Поэтому сейчас все строится на энтузиазме школьного учителя, если такой учитель есть в школе, то эта работа ведется добросовестно. Если учителя меняются или если учитель просто по документу учитель, а не по призванию в душе, то и работа эта ведется на таком уровне.

А как, по Вашим наблюдениям, относятся к вопросам экологии современные дети, учитывая их тотальную увлеченность компьютерами, мобильными телефонами и т.п.?

Да, действительно, оторвать современного ребенка от телевизора или компьютера достаточно сложно и подходить к этому надо очень индивидуально. Есть дети, которым интересна экология на уровне образовательном, теоретическом. Они с удовольствием пишут рефераты, доклады, участвуют в конференциях. Они это любят. Это свойство их характера и это хорошо.

А есть дети, которых не заставишь что-то прочитать или написать, но зато если проводится субботник или какая-то поездка, то они первые. Мы стараемся, чтобы было интересно и тем и другим детям. Зачастую наши мероприятия мы проводим в игровой форме, что бы было что-то интересное, соревновательный момент.

Какова, на Ваш взгляд, роль общественных организаций в городском развитии?

Я считаю, что роль очень большая. Общественные организации - это та активная часть нашей городской общественности, которая выбрала такой путь – быть неравнодушными, что-то изменить в жизни нашего города к лучшему или даже Украины в целом.

Я несколько лет назад была на форуме, где был представлен очень интересный опыт Ильичевска. Представитель общественной организации из этого города говорила о том, что когда у них в городе возникают какие-то проблемы, то за круглый стол садятся общественные организации, государственные структуры, депутаты и предприниматели. Ведь у каждой стороны есть свой потенциал и свои возможности. Предприниматели могут дать средства, но у них нет времени заниматься проблемами, у общественных организаций есть желание и потенциал для решения проблем, но нет средств. У государственных структур есть опыт управления, а депутаты могут способствовать решению проблемы своим авторитетом. И когда таким образом берутся за решение проблемы, все расписано, кто за что отвечает, тогда любое дело по плечу.

На мой взгляд, нам надо перенимать такого рода опыт.

Почему, на Ваш взгляд, произошел такой развал в промышленности города?

Я думаю, что любой завод, любое предприятие, если государство не может им эффективно управлять, должно перейти в частные руки, к тому, кто будет хорошим хозяином. Почему у нас в городе этот процесс в отношении многих, особенно крупных предприятий затормозился, я не знаю.

То ли на эти предприятия есть несколько претендентов, которые их никак не поделят или может быть потому, что отдать в чужие руки не хочется, а своим не по зубам. Но я думаю, что причина находится где-то в верхах.

Что необходимо нашему городу для развития?

Для развития городу нужно объединение усилий и чтобы на первом месте был духовная, моральная, а не финансовая цель. Потому, что мы знаем очень много примеров, когда разваливались государства, в которых были и средства, и экономическая мощь, но не было идеи и морали, и они изнутри разлагались. А если общество разлагается изнутри, то никакая промышленность и никакие деньги ему не помогут. Вот и для нашего города должна быть какая-то внутренняя идея, чтобы она могла пробудить в каждом херсонце самые лучшие струны души и тогда всё остальное приложится.

Бесіду вела А. Парфьонова

січень 2007 р.