ХЕРСОН. ГРОМАДА. ІНІЦІАТИВА

Портал суспільних знань і дій для розвитку Херсонщини

gerb_sity

Місто

gerb_region

Область

search_icon
 

Громадська думка

"Сто вопросов о тебе и мире" - исследование среди старшеклассников Херсона (2009 г.)

Сто вопросов о тебе и мире -так называлось исследование, которое было проведено общественной организацией "Спільна справа" в начале 2009 г. при содействии Управления образования Херсонского городского совета среди старшеклассников города Херсона . Анкету разрабатывали специалисты Института психологии, истории и  социологии Херсонского государственного университета.

Результаты исследования

Современная молодежь – будущее нашей страны . Именно этим людям завтра предстоит строить наше общество, решать насущные проблемы и определять, как будет развиваться наше государство и каким будет мир.

Целью данного проекта является исследование современной молодежи. Мы выяснили, что представляют собой сегодняшние старшеклассники, чем они интересуются, какие у них увлечения и ценности, какими способностями они обладают, как себе представляют окружающий мир и свою роль в нём, как планируют свою будущую жизнь. Также нас интересовали проблемы, с которыми они сталкиваются в своей жизни и те способы, которыми они решают возникающие трудности. Мы спрашивали мнение старшеклассников о разных вещах, людях и событиях, которые сопровождают их жизнь.

С этой целью специалисты общественной организации «Спільна справа» совместно с ведущими психологами и педагогами города Херсона составили специальную анкету «100 ВОПРОСОВ О ТЕБЕ И МИРЕ», направленную на выявление основных представлений старшеклассников о себе и своем месте в окружающем мире. В декабре 2008 с помощью этой анкеты было проведено разностороннее исследование социальных и психологических характеристик, которые в совокупности позволяют составить обобщенный портрет личности современного старшеклассника.

Опрос был анонимным и проводился без участия учителей специалистами общественной организации «Спільна справа». Вначале старшеклассникам объясняли цель исследования, мотивировали их максимально искренне и подробно отвечать на поставленные вопросы, отвечали на возникшие вопросы. Полученные результаты обрабатывались с помощью методов математической статистики.

Всего были опрошены 482 ученика 11-ых классов из двенадцати школ г. Херсона (возраст 16-17 лет). 45 % опрошенных составляют юноши, 55 % - девушки. Данный отчет содержит максимально объективированную информацию про особенности социально-психологических характеристик современных старшеклассников.

Анкета состояла из 100 вопросов, которые касались разных сторон жизни:

- Объективная информация о социальном статусе старшеклассника и его семьи.

- Общие представления о стиле жизни.

- Особенности семейного воспитания и отношения к родителям.

- Планы на будущее.

- Основные увлечения и ценности в жизни.

- Мнение о школе.

- Вопросы об эмиграции и отношения к своей стране.

- Отношение к курению, алкоголю, наркотикам.

- Представление о своем социальном окружении.

- Возможности преодоления жизненных трудностей.

- Вопросы, направленные на самопознание и саморазвитие.

Кроме исследовательских целей, проведенная работа носила также воспитательный характер – многие вопросы заставляли учеников задумываться о непривычных для них социально важных явлениях. Последний блок заданий анкеты полностью был направлен на формирование у молодых людей ответственного отношения к жизни, веры в свои силы и возможности, осознание собственной роли в жизни общества и его построении.

Социальная желательность

В анкету была вмонтирована специальная шкала для контроля искренности ответов. Контрольная шкала включала семь вопросов, специально разработанных так, чтобы выявить людей, которые проявляют социальную желательность – неосознанную установку в своих ответах казаться лучше, правильнее, привлекательнее и т.д. Например, на вопросы «Испытывал ли ты когда-нибудь антипатию, ненависть к другому человеку?», «Случалось ли, что ты пользовался оплошностью другого человека?» и т.п., такие люди отвечают отрицательно, так как это соответствует общепринятым правилам, нормам поведения в обществе (хотя не соответствует действительности). Установка на социальную желательность естественна и помогает человеку лучше адаптироваться к своему социальному окружению, поэтому она в большей или меньшей степени свойственна всем людям. Но в анкетах её проявление нежелательно. Поэтому мы выявили людей, которые на 5 или более вопросов контрольной шкалы давали социально-желательные ответы.

Люди с высоким показателем социальной желательности зависят от благоприятных оценок со стороны других людей, очень ранимы и чувствительны к средовым и межличностным влияниям. Из-за своей потребности в одобрении со стороны других людей они готовы представить себя перед другими полностью соответствующими социальным нормам.

Таких старшеклассников оказалось 94 человека (19,5 % всей выборки), их ответы не учитывались в дальнейшей обработке. В результате мы можем считать ответы остальных учеников достаточно искренними и доверять полученным результатам.

Семья и социальный статус

Большинство опрошенных детей живут в полных семьях.

54 участника опроса (11,2 %) поставили прочерк в графе анкеты, указывающей информацию про отца, у восьми детей - нет мамы.

Среди опрошенных 42,7 % являются единственными детьми в семье. Из остальных, большинство семей имеют двое детей – 51,5 % всей выборки, 24 семьи с тремя детьми (5 %), в трех семьях – четверо детей, в одной – пятеро.

Схема 1. Количество детей в семьях одиннадцатиклассников.

Средний возраст матерей – 41, отцов – 43 года.

Сфера деятельности родителей представляют собой весьма обширный список профессий и должностей. Отметим только, основные тенденции:

- частных предпринимателей среди отцов – 19 %, среди матерей – 10,5 %;

- наиболее популярное занятие матерей – домохозяйка (22,1 % представленных ответов), бухгалтер (7 %); врач или медсестра (5,5 %); учитель и воспитатель (5,5 %).

- среди отцов наиболее распространены водители (9,8 %), моряки (8,4 %), строители (8,4 %) и инженеры (4,9 %).

- в 11 семьях (0,25 %) родители опрошенных детей в данный момент безработные,

14 % старшеклассников избегают писать данные о роде занятий своих родителях в анкете. Еще более осторожно дети пишут о доходах родителей – 43,6 % написали, что не знают о его размере. Среди ответивших, данные о совокупных доходах семьи представлены следующим образом (на схеме 2 отмечено общее количество детей, выбравших указанные варианты ответов):

Схема 2. Общий доход семьи (% детей, выбравших варианты ответов)

У 90 % детей есть своя отдельная комната в доме или квартире. Среди старшеклассников, у которых нет собственной комнаты, только восьмеро пишут, что делят комнату с братом или сестрой, а 8,5 % семей просто не имеют нормальных жилищных условий (однокомнатная квартира и прочее).

На вопрос о собственности, которой располагает семья, дети отвечали следующим образом (на схеме 3 отмечена доля ответивших):

Схема 3. Собственность, которой располагает семья (% детей, выбравших варианты ответов)

Сумма карманных денег, которую большинство родителей выдают детям, составляет 5-10 грв. в день (в среднем 51,8 грв. в неделю). Хотя 43 (11,1 %) опрошенных получают более 100 гривен в неделю. Свои карманные деньги дети тратят чаще всего на еду в школьном буфете либо развлечения (кафе, клубы, дискотеки и прочее).

Схема 4. На что вы тратите Ваши карманные или заработанные деньги? (% детей, выбравших варианты ответов)

Только 12,6 % старшеклассников сами пытаются самостоятельно зарабатывать деньги (в основном - консультанты-распространители косметики, а также обучение танцам, уборка, строительные работы, сезонная работа на море, Интернет).

Образ жизни

На вопрос «Как вы проводите свое свободное время?» ученики отвечали самым разнообразным образом (всего получено более 950 ответов). Самым популярным, распространенным способом времяпровождения является общение с друзьями, ровесниками (так написали 59,6 % опрошенных). Еще 4,7 % написали, что проводят свободное время со своим парнем (девушкой).

С точки зрения возрастной психологии, интимно-личностное общение с ровесниками является основной потребностью в этом возрасте. Именно в общении старшеклассники могут проявлять себя, самореализовываться. В общении развивается индивидуальное самосознание, формируются важные черты личности. В юности дружба занимает привилегированное положение, поскольку она складывается, когда у человека нет еще ни собственной семьи, ни профессии, ни любимых. Единственный «соперник» юношеской дружбы - любовь к родителям, но эти чувства лежат в разных плоскостях. С появлением новых, «взрослых» привязанностей дружба постепенно утрачивает свое привилегированное положение.

6,6 % старшеклассников проводят время дома, со своей семьей, родителями (еще 2,8 % написали, что помогают родителям по дому, по хозяйству).

Второе по популярности место в списке способов проведения досуга занимает игра, общение и работа за компьютером – 27,8 % детей написали об этом.

Как мы видели ранее, домашний компьютер является необходимым атрибутом в 85 % семей. Львиную долю своего свободного времени старшеклассники проводят за компьютером (в среднем от 2 до 4 часов в день), в основном – в Интернете. У большинства опрошенных компьютер служит для развлечения и проведения досуга, выполнения домашних заданий, а также – общения с друзьями в различных социальных сетях (схема 5).

Схема 5. «Если у Вас есть домашний компьютер, укажите, для чего вы его используете» (доля ответивших в %).

Мы отметили также такие популярные среди одиннадцатиклассников способы проведения досуга:

Чтение как любимый вид отдыха отметили 13 % опрошенных. Мы задавали в анкете отдельные вопросы, которые касались литературных предпочтений старшеклассников – «Ваш любимый автор и любимая книга…» и «Ваш любимый литературный герой…». Круг чтения старшеклассников чрезвычайно широк. Среди любимых авторов и книг чаще всего называют классические произведения, которые присутствуют в школьной программе по литературе. Лидером оказался Михаил Булгаков (в первую очередь, «Мастер и Маргарита» - 14 % старшеклассников назвали этот роман своим любимым произведением). Дети также часто упоминают сочинения П.Коэльо (5,8 %), А.С.Пушкина (4,5 %), В.Шекспира (4 %), Дж. Роулинг (3,8 %), Л.Н.Толстого (2,8 %), Т.Г.Шевченко (2,7 %), Дж.Толкиена (2,7 %), Ф.М.Достоевского (2,7 %). Среди любимых литературных героев – Андрей Болконский (11 голосов), персонажи «Мастера и Маргариты» - Воланд и Маргарита, а также Гарри Поттер (по 10 голосов).

Слушанье музыки как способ проведения свободного времени указали 10,3 % старшеклассников. Любимыми музыкальными стилями одиннадцатиклассников являются поп, клубная музыка, Drum & Bass, R&B, рок, реп.

Просмотр телевизора – любимый вид отдыха 9 % старшеклассников, походы в кино – 3 %. Среди любимых кинофильмов, указанных в анкете, львиную долю занимают современные голливудские блокбастеры (93 %), 15 человек указали старые «добрые» советские фильмы. Вместо любимых киногероев дети чаще называют любимых киноактеров, также в основном голливудских (95%). Среди западных киноактеров чаще других называют Джонни Деппа и Бреда Пита, а среди российских – актеров комедийных шоу (Comedy Club и проч.).

Интересно, что при выборе наиболее привлекательных качеств литературных персо-нажей, старшеклассники чаще других упоминают смелость, доброту и ум, а при выборе киногероев – чувство юмора, внешнюю привлекательность и доброту.

12 % юношей написали, что в свободное время занимаются различными видами спорта (чаще остальных упоминаются игра в футбол и тренировки). Отношению к спорту был посвящен отдельный вопрос анкеты, который показал, что спорт не является любимым занятием старшеклассников - 27,6 % опрошенных не занимаются им вообще, а 30,9 % - не регулярно.

Среди трети молодых людей, которые регулярно занимаются спортом, ведущее место занимают:

- агрессивные виды спорта – бокс, карате, рукопашный бой и т.п. – указали 8,8 % старшеклассников,

- футбол – 6,7 %, баскетбол – 3,1 %, волейбол – 2,05 %;

- танцы – 4,9 % выборки, в основном – девушки;

- фитнес, занятия в тренажерных залах – 3,1 %;

- плаванье – 2,6 % старшеклассников.

11 % участников исследования написали, что в свободное время гуляют на улице – как правило, это делается также в компании ровесников.

11,8 % одиннадцатиклассников написали, что увлекаются различными видами творческой деятельности, чаще всего это – рисование, написание стихов или прозы, танцы, игра на музыкальных инструментах и другие увлечения.

В клубах, барах и на дискотеках любят «висеть» 8,8 % опрошенных.

8,3 % старшеклассников в свободное время продолжают учиться, готовиться к занятиям, к поступлению в вуз.

3 % детей написали, что в свободное время спят.

Старшеклассники также описывали свои представления о здоровом образе жизни. Среди ответов преобладают следующие:

- отсутствие вредных привычек (употребления алкоголя, курения) – 81,2 %;

- физическая активность, занятия спортом – 67,1 %,

- правильное питание, здоровая пища – 26,8 %,

- не употреблять наркотики – 16,3 %,

- придерживаться распорядка дня, полноценный сон – 7,4 %.

Некоторые дети также пишут о необходимости духовного и личностного развития, эмоциональном равновесии, отсутствии стрессов, об экологически чистом окружении, заботе о своём здоровье, хорошем настроении.

Стиль семейного воспитания

Одна из главных особенностей раннего юношеского возраста - смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.

Из факторов социализации самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или в прошлом.

Мы спрашивали старшеклассников, мнение какого члена семьи является в их доме главным. Ведущую позицию занимают родители – так ответили 78 % опрошенных. В супружеской паре главную роль чаще играет женщина (234 ребенка назвали главным мнение матери, и только 142 – отца). 4,6 % детей назвали главной в доме бабушку, столько же написали, что в их семьях учитывается мнение каждого.

Следующий вопрос касался того, какие люди, по мнению ребенка, сыграли главную роль в его воспитании и становлении как личности. Главная роль здесь также принадлежит семье и родителям: 86,1 % одиннадцатиклассников называют маму, 55,1 % - отца, 27,8 % - бабушку, 8,9 % - дедушку, 10,2 % - братьев и сестёр. Значимая роль в своём развитии отводится также друзьям и подругам (9,4 %), учителям и тренерам (5,9 %), другим родственникам – дядям, тетям, крестным (4,3 %).

Отвечая на вопрос «Насколько авторитетны для Вас Ваши родители?», 77,4 % указали, в целом они уважают мнение родителей, но иногда те бывают не правы. Для четверти молодых людей (23,7 %) мнение родителей очень важно, они почти всегда полагаются на опыт и знания взрослых. Только 3,35 % ответили, что родительские ценности и знания давно устарели, и они ничего не понимают в их жизни.

Ответы на вопрос о том, насколько родители прислушиваются к мнению почти уже взрослых детей, распределились таким образом:

а) они спрашивают мое мнение практически по всем вопросам, связанным с нашей семьёй - 39,4 %;

б) они интересуются моим мнением в некоторых отдельных случаях - 56,2%;

в) они меня практически ни о чем не спрашивают, мое мнение для них не важно - 5,7 %.

При возникновении различных противоречий в семье большинство родителей подробно объясняют, почему их дети неправы и какими могут быть нежелательные последствия (75,5 % опрошенных старшеклассников указывают на такую тактику поведения своих родителей). Молодые люди чаще всего мирно находят общее мнение с родителями, чувствуют их поддержку и понимание. В 15,2 % семей родители всякими способами уговаривают детей поступить так, как они просят; в 14,9 % семей противоречия приводят к крикам и ссорам. 3,1 % одиннадцатиклассников при опросе указали, что родители их наказывают.

Один из вопросов анкеты был посвящен видам наказаний, которые использовали родители по отношению к ребенку. Получены такие результаты:

- ставили в угол – 31,7 % опрошенных,

- не пускали гулять на улицу, домашний арест – 17,5 %

- ругали, кричали – 16,5 %,

- различные виды физических наказаний отметили 15,1 % детей,

- воспитательные беседы, разговоры, морализирование – отметили 9,5 % опрошенных (часто старшеклассники пренебрежительно отзывались о таких действиях родителей)

- запрещали смотреть телевизор, играть в компьютер, др. развлечения – 6 %,

- не давали сладкого – 2,8 %,

- не покупали что-либо или оставляли без карманных денег – 1,4 %,

15 % старшеклассников написали, что в детстве их никак не наказывали.

Далее мы спросили: «Когда ваши родители станут старыми и беспомощными, в чем будет проявляться Ваша забота о родителях?». Ученики давали самые разнообразные ответы, в которых мы постарались выделить общие тенденции:

- материальную поддержку родителям собираются предложить 45,7 % старшеклассников;

- проявлять интерес, внимание и моральную поддержку предлагают 19 % детей;

- навещать родителей, приходить к ним в гости и вместе отдыхать будут 31,5 % детей;

- 5 % детей собираются жить вместе с состарившимися родителями или неподалёку от них, 2,7 % написали, что заберут родителей к себе, а 2 % детей хотят купить для своих родителей дом или квартиру;

- 6,8 % предлагают хозяйственную помощь – убирать, готовить для родителей, покупать продукты;

- 36 % детей просто обещают поддержку, не уточняя, в чем она будет проявляться: «заботиться», «помогать во всем», «помогать, когда попросят», «помогать, чем смогу» и прочее;

- 10 % старшеклассников не смогли ответить на этот вопрос, а двое написали, что ни в чем не будут помогать своим родителям.

Мы выясняли представления молодых людей о собственных семьях и том, сколько детей будет у них самих. 14 % старшеклассников собираются ограничиться одним ребенком, мотивируя это большой ответственностью и необходимостью должного материального обеспечения. Большинство опрошенных (64,5 %) представляют идеальной семью с двумя детьми. 17,5 % планируют завести более двух детей. Поклонники многодетных семей приводят доводы о том, что семья должна быть большой, что братья и сестры оказывают помощь друг другу и не вырастают эгоистами, что так жить веселее.

Мы спрашивали одиннадцатиклассников о том, в каком возрасте состоялся их первый сексуальный опыт. 53,3 % ответили, что еще не имеют сексуального опыта. Среди указавших конкретный возраст, цифры распределились следующим образом:

17 лет – 2,1 % опрошенных (вспомним, что они сейчас находятся в этом возрасте),

16 лет – 11,9 %,

15 лет – 9,5 %,

14 лет – 4,4 %,

12-13 лет – 2,6 %.

При этом у 33,7 % молодых людей родители знают об том, что их дети имели интимные отношения.

Описывая первый сексуальный опыт, молодые люди в основном говорят о том, что он был долгожданным и по любви (45,3 % тех, кто имеет опыт сексуальных отношений). Из интереса в сексуальные отношения вступили 29 человек (16 % тех, кто имеет опыт сексуальных отношений), 14 это сделали в состоянии алкогольного опьянения (7,7 %), а восьмеро – «за компанию» (4,4 %). Одна девушка указала, что её принудили вступить в сексуальную связь.

Схема 5. Особенности первого сексуального опыта (количество ответивших).

16 % опрошенных старшеклассников в момент исследования имели постоянного сексуального партнера. Мы спрашивали молодых людей, каким образом они предохраняются от венерических болезней, ВИЧ-инфекции и нежелательной беременности. Получены следующие ответы:

а) использую презерватив – 75 % тех, кто имеет опыт сексуальных отношений;

б) использую противозачаточные препараты – 4,7 % тех, кто имеет опыт сексуальных отношений;

в) использую физиологические методы – 2,4 % тех, кто имеет опыт сексуальных отношений;

г) об этом заботится мой партнер – 13,6 % тех, кто имеет опыт сексуальных отношений

д) никак не предохраняюсь – 4,1 % тех, кто имеет опыт сексуальных отношений.

Ответы молодых людей на вопрос о том, какие особенности характера, внешности, жизненного опыта они считают главными при выборе партнера, составили список из 190 различных человеческих качеств. Для большинства опрошенных оказались важны внешняя привлекательность партнера, ум, отзывчивость и понимание, честность и порядочность, чувство юмора и умение любить.

Планы на будущее

Мы спрашивали старшеклассников, какой возраст они считают наиболее удачным для:

- начала половой жизни – получен средний результат 17-18 лет.

- вступления в брак – в среднем 23-24 года

- рождения детей – в среднем 25-26 лет.

Как видим, большинство современных молодых людей не торопятся заводить семью. 94,6 % одиннадцатиклассников после окончания школы собираются продолжать обучение в вузе. 9,8 % - планируют идти работать. 2 % молодых людей еще не знают, чем будут заниматься после школы, а 27,8 % еще не определились с выбором будущей профессии.

При выборе будущей профессии для учеников мнение родителей является иногда более важным, чем собственное предпочтение – см. схему 6.

Схема 6. Чьи рекомендации для Вас важны при выборе будущей профессии?

Наиболее востребованными занятиями среди старшеклассников сегодня являются юриспруденция, экономика и финансы, иностранные языки, управление, психология, морское дело, дизайн и программирование. Будущая профессия привлекает молодых людей по многим параметрам – в первую очередь важна возможность хорошо зарабатывать (75,5 %), общение с интересными людьми и престиж профессии (соответственно 51 % и 49,2 %), также значимы возможность творчества и личное развитие (37,6 %).

Ответы на вопрос о том, какое профессиональное образование ученики считают для себя доступным, распределились следующим образом:

а) университет или вуз в Европе или Америке - 7,7 %;

б) престижный вуз в Киеве или другом городе Украины – 50 %;

в) университет в Херсоне - 63,9 %;

г) колледж, ПТУ - 8,5 %.

При этом 75,3 % старшеклассников выражают готовность платить за обучение в том случае, если они не смогут получить бюджетное место в вузе.

Только 15,7 % опрошенных парней собираются идти в армию (всего 26 человек). Интересно, что на вопрос «Если бы я пошел служить в армию, то сделал это потому, что…» охотно отвечали не только парни, но и девушки. Ответы распределились следующим образом:

а) считаю это долгом перед родиной - 24,7 %,

б) меня заставили - 9,8 %;

в) хочу самореализоваться - 21,4 %;

г) это возможность стать ответ-ственным - 24,5 %;

д) мог заработать в контрактной службе - 7 %;

е) чтобы получить военный билет - 10,6 %.

Отношение к школе

Статус современного старшеклассника в школе неоднозначен. С одной стороны, положение старшего накладывает на юношу дополнительную ответственность, перед ним ставятся более сложные задачи, с него больше спрашивают. С другой стороны, по своим правам он целиком зависит от учителей и школьной администрации. Он обязан беспрекословно выполнять все требования учителей, не имеет права критиковать их, ученические организации функционируют под контролем и руководством классного руководителя и школьной администрации, и это руководство часто перерастает в мелочную опеку

Отношение старшеклассника к школе в целом характеризуется растущей сознательностью и одновременно постепенным «вырастанием» из школы.

Ответы на следующий вопрос (схема 7) показывают, насколько важны для старшеклассников разные составляющие школьной жизни:

Схема 7. В школе для меня наиболее важно:

45,1 % опрошенных учеников считают, что в школе дают как раз те знания, которые пригодятся им в жизни, 40,2 % полагают, что их заставляют учить слишком много ненужной информации; школа дает недостаточно знаний 19,8 % старшеклассников.

Отношение к различным школьным предметам у старшеклассников очень индивидуальное, оно зависит как от личной направленности ребенка, так и от особенностей преподавания. Среди самых интересных и полезных школьных предметов ученики чаще всего называют математику, английский язык, историю и физкультуру. Наиболее сложными предметами признаны химия, математика и физика (их отметили более четверти всех опрошенных). Список ненужных, по мнению одиннадцатиклассников, предметов включает все школьные дисциплины, среди которых чаще остальных встречаются химия, физика, черчение и ДПЮ.

Оценивая образование в Украине по сравнению с образованием в Европе, Америке, ученики считают, что:

а) отечественное образование более углубленное, теоретическое - 9,5 %,

б) знания, получаемые в Украине лучше, чем за границей - 15,5 %,

в) за рубежом образование намного лучше - 31,7 %,

г) за рубежом знания не лучше, но перспектив больше - 56,4 %.

Мы задали старшеклассникам вопрос: «Если бы Вы могли внести два полезных изменения в систему школьного обучения и воспитания, что бы Вы сделали»? Всего 5,8 % участников опроса ответили, что не хотят ничего изменить в своей школе. Ученики сформулировали более 500 предложений, которые можно разделить на несколько групп.

1. Организация обучения.

- возможность самостоятельно выбирать дисциплины для изучения – 8,4 % учеников добиваются этого,

- многие ученики (5,1 %) предлагают ввести парные уроки, тем самым удлинив время урока, и сократив количество изучаемых предметов в день.

- увеличение длительности перемены – 5 %, одновременно 5,8 % учеников хотели бы сократить длительность учебного дня (недели).

- 8,9 % учеников хотят отменить школьную форму.

- 4 % учеников высказались против внешнего тестирования знаний.

2. Содержание обучения.

Дети часто предлагают пересмотреть учебную программу: ввести дополнительные уроки по профильным предметам, специализацию классов; добавить в программу или глубже изучать те дисциплины, которые нужны для поступления в вуз, для сдачи внешнего тестирования (13,7 %), одновременно ученики хотят сократить или отменить предметы, которые считают ненужными, не загружать бесполезной информацией (7,6%). Ученики также выражают желание сделать процесс обучения более интересным, ввести больше практических занятий.

3. Воспитательная работа, отношения с учителями.

Дети часто высказывали пожелание увеличить время классных часов, внеклассного общения, ввести различные конкурсы, развлекательные мероприятия, культурные программы, дискотеки – 6,7 %. Некоторые ученики предлагают ввести уроки психологии, этики, проводить лекции на воспитательные темы и т.п.

Дети также указывают на недостаточность общения с учителями, непонимание и неуважение учеников со стороны учителей – 3 %. оценивая эти результаты, нужно помнить, что существует довольно частое расхождение между старшеклассниками и их учителями в оценке одних и тех же психологических ситуаций, особенно – в восприятии существующего контакта между учителями и учениками. Если учителя в большинстве случаев уверенны, что контакт между ними и старшеклассниками есть, то ученики утверждают обратное. Отчасти разрыв в оценках объясняется, вероятно, тем, что учителя и ученики по-разному понимают слово «контакт». Учителя имеют в виду просто нормальный психологический климат, делающий возможным учебно-воспитательный процесс, тогда как старшеклассники мечтают об эмоциональном тепле и психологической интимности, которые никогда не бывают и не могут быть массовыми. И все-таки разница между учительскими и ученическими оценками психологического климата школы разительна. И если сознание учеников иллюзорно в своем максимализме, ибо предъявляемые ими требования не могут быть достигнуты, то сознание взрослых иллюзорно в другом: они переоценивают степень своей близости к воспитуемым, а тем самым и меру своего на них влияния.

Ученики, принимающие участие в исследовании, часто жалуются на хамство со стороны учителей, несправедливое оценивание, коррупцию, а также неквалифицированность, и часто предлагают уволить тех или иных педагогов – 5,8 % опрошенных. Вместе с этим 3 % старшеклассников предложили ужесточить меры наказания по отношению к ученикам, строже проводить воспитательную работу.

Большое количество предложений касалось возможности учеников к самореализации и саморазвитию – 13 % старшеклассников предложили ввести дополнительные кружки, спортивные секции и факультативы.

4. Материальная база

Современные дети хотят учиться в достойных условиях: иметь хорошее и недорогое питание в столовой, большие библиотеки, учебные компьютеры с доступом в Интернет, современное оборудование для занятий и физических упражнений, бассейн, душевые, кабинки для своих вещей и прочее. Подобные предложения вносили 13,3 % учеников.

Отношение к родине и к жизни за рубежом

Следующий блок вопросов мы посвятили выяснению причин и подробностей эмиграции современной молодежи в более развитые страны. При этом нужно помнить, что всего 14,4 % имеют представления о жизни за рубежом, основанные на собственном опыте. У большинства же мнение о загранице основано на рассказах родственников и друзей (63,1 %) и информации из телевидения и прессы (59 %).

Среди перспектив, которые предлагает выезд молодежи за границу, преобладающее большинство участников опроса назвало возможность увидеть новые места и людей (см. схему 8). Около 64 % старшеклассников также видят в этом перспективы карьерного роста и материальную обеспеченность.

Схема 8. Как вы думаете, что молодежь может приобрести за границей?

Мы видим, что представление о жизни за границей у молодых людей весьма радужное, хотя и не совсем объективное. Более половины респондентов (51,5 %) хотят отправиться во временное путешествие за пределы Украины.

26,3 % опрошенных старшеклассников указали, что если бы у них была возможность навсегда уехать за границу, они бы сделали это, не задумываясь. 41 % пишут, что уехали бы на заработки, но обязательно вернулись на родину. Только 8,2 % молодых людей остались бы в родной стране при любых обстоятельствах.

Если бы одиннадцатиклассникам выпала возможность жить в любой точке земного шара, то 16,3 % из участников опроса остались бы на родине. Еще 7,6 % остались бы в Украине, но уехали из Херсона в более развитые города (в основном – в Киев или Одессу). Лидеры среди городов и стран, которые привлекают молодых людей, изображены на схеме 9.

Схема 9. Привлекательные страны и доля старшеклассников, желающих туда уехать.

Причинами своего выбора молодые люди называют в первую очередь, бóльшие возможности для обучения, самореализации, карьеры, экономическую и индустриальную развитость страны, высокий уровень жизни, а также наличие родственников и друзей.

Так как одним из наиболее привлекательных факторов эмиграции являются материальная обеспеченность и карьерные перспективы, следующий вопрос был сформулирован следующим образом: «Если вам предложат одинаковую зарплату и условия работы в разных местах, что Вы выберете?». Ответы распределились в основном пользу родины, хотя более 40% опрошенных всё равно хотят уехать в другие страны:

а) работу в родном городе - 46,9 % опрошенных,

б) работу в Киеве или другом развитом городе Украины - 23,7 %,

в) работу в России - 12,1 %,

г) работу в странах Европы - 26,3 %,

д) работу в Америке - 11,3 %.

Мы спрашивали молодых людей о наибольших достоинствах и недостатках Украины и родного города. Участники исследования дали приблизительно равное количество положительных и негативных отзывов.

Схема 10. Соотношение достоинств и недостатков в ответах старшеклассников.

Достоинствами Украины, по мнению одиннадцатиклассников, являются:

- красивый, добрый, умный и гостеприимный народ – 19,1 %,

- удачное географическое положение, климат, моря и горы – 9,5 %,

- красивые города и достопримечательности, памятники – 9,5 %,

- история страны, её культура и традиции – 9,2 %,

- независимость – 7,8 %,

- богатая урожайная земля – 7,2 %,

- красивая природа – 6,9 %,

- национальный язык – 4,9 %,

- интеллектуальный и творческий потенциал людей, ученые и писатели – 4,3 %,

- природные ресурсы, полезные ископаемые – 4,3 %,

- столица город Киев – 4 %.

8,4 % опрошенных написали, что у Украины нет никаких достоинств.

Среди недостатков Украины чаще других называли следующие:

- люди, которые у власти, правительство, президент, политики, депутаты – 41,2 % ответивших,

- политическая ситуация, нестабильность в стране – 19,4 %,

- бедность, экономическая неразвитость – 10,9 %,

- загрязнённая среда, экология – 7,2 %,

- финансовый кризис – 6,2 %,

- моральная недоразвитость общества, жадные, глупые люди – 3,4 %.

Среди достоинств города Херсона одиннадцатиклассниками названы:

- красивые места, улицы, парки и скверы – 18,7 %,

- люди, жители города – 12,6 %;

- различные места отдыха и развлечений – 11,5 %,

- Днепр, набережная и пляжи – 11,3 %,

- родная школа, район, дом – 8,5 %

- они сами, их семьи, друзья – 7,1 %,

- культурные и исторические памятники – 5,5 %.

- близость моря – 5,2 %,

- природа – 5 %.

Молодые люди часто отмечали, что любят Херсон сам по себе - просто за то, что это их родной город, здесь живут их родные люди, что здесь им все близко и знакомо (11 %).

Самое неприятное в городе Херсоне, по мнению одиннадцатиклассников, - это:

- свалки мусора, грязь и беспорядок на улицах и в парках города – 57,5 % опрошенных указали на это в своих анкетах,

- некультурные люди – 10,6 %,

- алкоголизм, наркомания, высокий уровень преступности – 9,1 %.

- плохая экологическая ситуация, загрязненность рек – 7,1 %,

- экономическая отсталость, низкий уровень жизни, отсутствие перспектив – 6,3 %,

- мало мест для проведения досуга и развлечений – 5,1 %.

Психологический портрет старшеклассников

Юношеский возраст (16-17 лет) – важный этап созревания и развития человека. Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического созревания, а с другой - достижение социальной зрелости.

Развитие самосознания - центральный психический процесс юношеского возраста. Главное психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» еще неопределено, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении.

Можно выделить следующие направления развития в юношеском возрасте:

1. Общее эмоциональное созревание — от деструктивных чувств и недостатка уравновешенности к конструктивным чувствам и уравновешенности, от субъективной к объективной интерпретации ситуации; от избегания конфликтов к их решению.

2. Кристаллизация интересов к другому полу — от интереса к своему полу к интересу к противоположному полу; от мучительного ощущения сексуальности к признанию факта половой зрелости.

3. Социальное созревание — от чувства неуверенности в группе сверстников к достижению уверенности; от неловкости в обществе к находчивости; от рабского подражания к эмансипации; от неуживчивости в обществе к толерантности.

4. Освобождение от опеки родителей — от поиска поддержки у родителей к опоре на собственные силы.

5. Интеллектуальное созревание — от веры в авторитеты к требованию доводов; от фактов к объяснениям; от многочисленных поверхностных интересов к нескольким постоянным.

6. Выбор профессии — от интереса к престижным профессиям к адекватной оценке своих возможностей и выбору соответствующей профессии.

7. Проведение свободного времени — от интереса к индивидуальным играм, где можно показать силу, выносливость, к интересу к коллективным играм; от активного участия в играх и соревнованиях к пассивному наблюдению; от интереса ко многим играм к интересу лишь к некоторым.

8. Жизненная философия — от равнодушия к общественным делам к активному участию в них; от стремления к удовольствиям и избегания боли к поведению, основанному на чувстве долга.

Юность - одновременно самый искренний и самый неискренний возраст. В юности сильнее всего потребность быть в согласии с самим собой, бескомпромисность, жажда полного и безоглядного самораскрытия. Однако известная неустойчивость представлений о собственном «я» рождает желание проверить себя путем разыгрывания каких-то несвойственных ролей. Юноша страдает от того, что у него не хватает средств и возможностей выразить свой внутренний мир. Но беда его не столько в недостатке средств, сколько в реальной неясности, незавершенности его «я».

Юность эмоциональна, она бурно увлекается новыми людьми, идеями, делами. Хотя эти увлечения порой непродолжительны, они помогают в короткий срок пережить и освоить много нового.

Старшеклассники, принимающие участие в исследовании, сами описывали черты характера, которые они считают своими наиболее выгодными чертами и недостатками. Анализ полученных списков позволяет нам нарисовать своеобразный психологический автопортрет современного юноши (ниже в таблице отмечены те свойства и черты, которые указали 8 и более % участников исследования):

Достоинства Недостатки

Настойчивость, упорство

Целеустремленность

Уверенность в себе

Оптимизм

Доброта Вспыльчивость,

раздражительность

Упрямство

Обидчивость

Эгоистичность

Мы предложили молодым людям список из 16 общечеловеческих ценностей, важность которых в своей жизни они оценили по 9-бальной шкале. Результаты показали, что все предложенные ценности достаточно важны для учеников. Подсчет средних баллов позволили построить своеобразную иерархию ценностей в жизни одиннадцатиклассников, первые места в которой занимают здоровье, счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей, а также любовь и близость с любимым человеком (см. схему 11).

Схема 11. Иерархия жизненных ценностей старшеклассников.

Мы также исследовали уровень социальной и личностной фрустрированности старшеклассников. В этой части анкеты они выставляли оценки по пятибалльной шкале удовлетворенности своих основных социальных потребностей, а также собственными способностями и достижениями.

Получены следующие средние результаты:

Удовлетворены ли Вы …? полностью не удовлетворен скорее не удовлетворен затрудняюсь ответить скорее удовлетворен полностью удовлетворен

1 2 3 4 5

Схема 12. Удовлетворенность различными сферами социальной жизни.

Как видим, наибольшую неудовлетворенность молодые люди испытывают по поводу общей обстановки в обществе и государстве, сферы медицинского обслуживания и социально-правовой сферы.

Собственные способности и достижения вполне устраивают опрошенных молодых людей.

Удовлетворены ли Вы …? полностью не удовлетворен скорее не удовлетворен затрудняюсь ответить скорее удовлетворен полностью удовлетворен

1 2 3 4 5

Схема 13. Удовлетворенность различными сферами социальной жизни и собственной личности

Мы также выяснили, в какой из жизненных сфер дети видят наибольшее количество неприятных для себя явлений и ситуаций. Ученики заштриховывали ту часть концентрической окружности, которая соответствует количеству плохого (злого, опасного, неприятного, несправедливого) в соответствующей жизненной сфере; количество хорошего – соответствует светлому фону. Из схемы 14 мы видим, что Украина получила наибольшее количество тёмного пространства – 50,3 % в выборке.

Схема 14. Диагностическая диаграмма «Сколько плохого в окружающем мире» - средние результаты в выборке старшеклассников

Пять вопросов анкеты были направлены на выявление уровня толерантности старшеклассников (часть запланированных вопросов была удалена из анкеты по этическим соображениям). Получены достаточно благоприятные результаты:

73,5 % опрошенных считают, что в споре может быть правильной не только одна точка зрения.

71,8 % согласны с тем, что любые религиозные течения имеют право на существование.

С вопросом «Согласны ли Вы, что нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах?» несогласны 67,4 % старшеклассников.

58,1 % учеников склонны прощать обиды и не стараются отплатить тем же.

На вопрос «Возникает ли у Вас досада, раздражение, когда кто-то думает не так, как Вы, или высказывает мнение, противоположное вашему?» 43,6 % ответили отрицательно.

Современные старшеклассники также имеют достаточную силу в борьбе с трудностями, возникающими проблемами:

- они не считают недостатки своего характера неисправимыми (73,7 %);

- они уверенны, что абсолютно любые проблемы можно преодолеть или пережить (84,8 %);

- они не считают борьбу бесполезной и не отказываются от неё (73,7 %).

Вместе с этим молодых людей иногда сильно расстраивают неприятности в школе или в жизни (55,4 %), 68,3 % время от времени испытывают состояние отчаяния или беззащитности. Больше половины участников опроса (57 %) боятся наступившего экономического и политического кризиса.

Мы также задали вопрос : «К кому из своих знакомых и близких Вы обратитесь, если понадобиться помощь в разрешении трудной проблемы?». Полученные данные показали, что в первую очередь молодые люди готовы просить помощи у своих друзей. Семья также занимает в этом вопросе ведущее место (и снова дети выбирают маму намного чаще, чем отца) – см. схему 15.

Схема 15. Люди, к которым старшеклассники готовы обратиться за помощью (% указанных ответов).

Интересные результаты показало исследование значимых авторитетов в жизни старшеклассников. Мы просили детей подумать, насколько ценными и уважаемыми для них является люди, описанные в списке, и поставить каждому балл от 1 до 9 в зависимости от степени уважения («0 – вы совсем его не уважаете, 9 – этот человек заслуживает самого большого уважения»). Рейтинг уважения приведен ниже (схема 16).

Из средних оценок в выборке видно, что наиболее важными людьми в этом возрасте остаются родители (причем матери отводится гораздо более уважаемое место, чем отцу), а также близкие друзья.

Шестнадцати-семнадцатилетние юноши и девушки тянутся к старшим, жадно вслушиваются в их слова и всматриваются в их поведение. Дружба со взрослым для них дорога и желанна. Потребность в эмоциональном контакте со старшим иногда принимает форму страстного увлечения, когда во взрослом видят живое воплощение своего идеала.

Но потребность в дружбе со сверстниками еще сильнее. Психологическая близость с друзьями, мера приписываемого им понимания и собственной откровенности с ними является в юности максимальной, значительно превосходя все прочие взаимоотношения. От друга старшеклассник ждет оценок не только максимально близких к его собственной самооценке, но и превышающих ее. Это значит, что дружба выполняет специальную функцию поддержания самоуважения личности.

Схема 16. Степень уважения старшеклассников к различным людям.

Негативный опыт и вредные привычки.

Этом блок вопросов анкеты был направлен на изучение отношения старшеклассников к распространённым деструктивным социальным явлениям: курению, употреблению алкоголя, наркотических веществ, азартным играм и молодежным группировкам.

Более половины опрошенных одиннадцатиклассников заявили о том, что не курят, а 13,4 % - никогда не пробовали курить.

Схема 17. Отношение одиннадцатиклассников к курению.

В основном дети начинают курить в 13-15 лет (на этот возраст приходится 71 % описанных участниками исследования случаев) – схема 18. В основном это происходит в компании друзей, где есть старшие или уже курящие сверстники. Дети пробуют курить «за компанию», чтобы показаться более взрослыми или крутыми.

Схема 18. Количество опрошенных старшеклассников, начавших курить в определенном возрасте.

Ответы старшеклассников об опыте употребления спиртных напитков говорят о выраженной алкоголизации современного общества. Всего лишь 2,3 % детей никогда не пробовали спиртного (это 9 человек). Ассортимент же употребляемых алкогольных напитков достаточно широк:

59,8 % учеников знакомы слабоалкогольные коктейли,

75,8 % употребляют пиво,

82,7 % пили вино и шампанское;

49,0 % уже пробовали крепкие напитки: коньяк, водку и проч.;

29,4 % знакомы экзотические дорогие алкогольные напитки;

13,7 % пили самогон, брагу.

Если сигареты дети пробуют вместе с друзьями, то с алкогольными напитками их чаще знакомят родители на семейном празднике – об этом написали 30,1 % старшеклассников. Молодые люди редко помнят, в каком возрасте они впервые попробовали алкоголь: в исследовании фигурируют цифры начиная от трёх лет, пик «пробования» приходится на 14-15 лет (43 % случаев).

Схема 19. Количество опрошенных старшеклассников, которые попробовали алкоголь в определенном возрасте.

В большинстве случаев употребление спиртных напитков происходит в компании друзей у кого-то дома (66,8 % опрошенных указали на это) либо в кафе, ресторанах и прочих общественных местах (51,5 %); 29,1 % выпивают на улице, в парке. 39,7 % старшеклассников пьют алкоголь в присутствии родителей.

Не пьют принципиально 11,9 % старшеклассников. Употреблением спиртных напитков практически всегда сопровождаются праздники (дни рождения, встреча Нового года и проч.), а также вечеринки в клубах, на дискотеках. 10 % участников опроса утверждают, что пьют в среднем 1-4 раза в месяц.

Согласно украинскому законодательству, детям до 18 лет продавать спиртные напитки и сигареты запрещено. Как мы убедились на собственном опыте, данные правила выполняются далеко не всегда. Ученики в основном самостоятельно и беспрепятственно покупают сигареты или алкогольные напитки – в основном, в супермаркетах, киосках, в клубах и барах – см. схему 20.

Схема 20. Бывало ли, что Вы самостоятельно покупали сигареты или алкогольные напитки?

Большая часть участников опроса осознают противоправность таких действий и считают, что следует более строго контролировать продажу сигарет и алкоголя лицам, не достигшим 18 лет (68 % выборки). Такое же количество учеников полагают, что в нашей стране следует запретить рекламу сигарет и алкогольных напитков?

Одновременно 8,2 % старшеклассников готовы потратить последние деньги, чтобы купить пачку сигарет, алкоголь или наркотические вещества. В 1 % случаев ученики заявили, что смогут украсть у родителей деньги или продать свои вещи, чтобы купить сигареты, алкоголь или наркотические вещества.

5,4 % учеников признались, что уже пробовали наркотики. 14,2 % одиннадцатиклассников имеют среди своих ровесников знакомых, которые употребляют наркотики; 13,1 % имеют таких взрослых знакомых. Двое написали, что наркотики употребляют их родственники. Естественно, что упомянутые дети, даже если сами они не еще пробовали наркотиков, входят в группу риска.

Основной причиной употребления наркотиков можно назвать желание детей расширить свой опыт, испытать новые ощущения – см. схему 20. Характерно, что почти 80 % старшеклассников указывают, что никогда не будут употреблять наркотические вещества.

Схема 21. Я бы попробовал(а) наркотики, чтобы:

Из всех опрошенных два юноши (0,5 %) признались, что часто играют в игровые автоматы, 2,6 % играют иногда. Большинство одиннадцатиклассников не признают такого развлечения.

Схема 22. Играете ли Вы в игровые автоматы?

Напомним, что пристрастие к игровым автоматам является зависимостью, сродни наркотической. В подростковом и юношеском возрасте это является актуальной проблемой.

На вопрос, почему люди играют в игровые автоматы, участники исследования отвечали следующим образом:

а) хотят быстро разбогатеть - 50,8 %,

б) снять напряжение расслабиться - 17,3 %,

в) ощутить прилив адреналина, азарт - 50,0 %,

г) потому что у них такая привычка - 37,6 %,

д) потому что эти люди глупые - 49,5 %.

Дети также указывали, что пристрастие к игровым автоматам является болезнью, и что людей заставляют хотеть играть.

33 % опрошенных старшеклассников сталкивались в своей жизни со скинхедами. Отношение к этой молодежной группировке в целом в обществе старшеклассников нейтрально-безразличное. Только 3 % молодых людей разделяют убеждения этой субкультуры, уважают их и хотят с ними общаться.

35 % молодых людей демонстрируют выраженное негативное отношение (даже ненависть) к скинхедам.

Схема 23. Отношение к скинхедам среди старшеклассников (количество ответов в группе).

Задания для самопознания и саморазвития.

Этот блок анкеты был направлен на формирование у молодых людей ответственного отношения к жизни, веры в свои силы и возможности, осознание собственной роли в жизни общества и его построении.

Мы предложили старшеклассникам следующее задание «Представьте, что ученые создали идеальный компьютер, который знает всё на свете, может спрогнозировать любую ситуацию и решить любую проблему? Вы можете задать ему любые пять вопросов, на которые он даст честный и правильный ответ. Что вы спросите?».

Всего было задано 860 вопросов. Дети достаточно часто спрашивали как о себе (52 % вопросов), так и об окружающем мире (48 % вопросов). 55 участников исследования в своих вопросах проявили больше интереса к окружающему миру, чем к самим себе – это составляет 11,4 % выборки.

В основном молодые люди спрашивают о своём будущем – поступят ли они в институт, кем будут работать, где жить, будут ли богаты, в каком возрасте и с кем создадут семью, будут ли они жить счастливо и как долго; а также интересуются будущим своих близких. Старшеклассники интересуются метафизическими вопросами: есть ли Бог?, что происходит после смерти?, в чем заключается смысл жизни? Популярны вопросы о предстоящем конце света, возможных будущих войнах, жизни на других планетах. Одним из самых актуальных для участников исследования оказался вопрос о том, что будет с миром, человечеством через 10, 100 или 1000 лет. Ребята также интересуются тем, как можно сделать мир лучше, избавить человечество от войн, болезней, как найти выход из финансового кризиса.

Большая часть поставленных вопросов имели фактический характер (78 %). Дети интересовались конкретными фактами, событиями, что отражает особенности их мыслительной деятельности. Всего 44 вопроса имели причинно-следственный характер. В этих случаях люди смотрят вглубь явлений и событий, пытаются узнать суть происходящих событий – в выборке выявлено всего шестеро учеников с таким типом мышления.

В финальном задании мы предложили участникам подумать, что они реально могут сделать сейчас или в будущем для того, чтобы жизнь в их семье, их городе, их стране и во всём мире стала лучше. Главной целью такого вопроса была попытка заставить молодых людей задуматься о том, что они являются реальной значимой силой, которая способна изменить ситуацию не только в своей семье, но и в городе, стране и даже в мире. Каждый человек способен внести свой вклад в построение общества, и осознание этой возможности является ценным фактором личной ответственности, личного развития.

Этот вопрос оказался трудным для многих одиннадцатиклассников – многие не смогли на него ответить (17,2 % не предложили ни единого варианта такой возможности). Вместе с этим 19 % учеников предлагают от 4 до 8 вариантов различных действий, что указывает на из активную позицию как в построении собственной судьбы, так и во влиянии на окружающий мир.

Одновременно, до 8 % опрошенных заявляют, что ничего не могут сделать, и этим снимают с себя ответственность за происходящие с ними события.

Наибольшее количество вариантов, естественно, предложено относительно возможностей старшеклассников изменить к лучшему ситуацию в собственной семье. Молодые люди отмечают, что они могут быть полезными для своих близких - хорошо учиться, зарабатывать и материально обеспечивать семью; любить и уважать своих родных, избегать конфликтов, радовать родителей своими достижениями и помогать разрешать существующие проблемы.

В собственном городе старшеклассники видят возможность быть честным и ответственным жителем, участвовать в мероприятиях, направленных на культурное и экономическое развитие города, пополнять бюджет своими налогами, убрать мусор на улицах, организовать озеленение, улучшить экологическую ситуацию, обеспечить культурное развитие, стать авторитетным специалистом или мэром города.

Старшеклассники видят много возможностей внести свою лепту в развитие страны и мира. Они понимают, что могут сами добиться успеха в своей профессиональной сфере, и этим быть полезными для общества (стать ученым, бизнесменом, даже президентом). Молодые люди предлагают не мусорить, не портить памятники. Многие видят своё предназначение в том, чтобы просто жить, учиться, стать достойным человеком и помогать окружающим людям.

Рабочая группа проекта :

Вельдбрехт Елена Александровна, руководитель

Блинова Елена Евгеньевна

Савченко Елена Вячеславовна

Соцкая Мария Владимировна

Вертягин Сергей Андреевич

Запевалова Галина Владимировна

Футерко Лидия Владимировна

Рындина Юлия Павловна

Миронец Анна Владимировна